Работа в Японии в 2020 году для казахстанцев, белорусов, русских

Поиск работы в Турции в 2020 году

Вариант, который лежит на поверхности – обратиться в международное агентство по трудоустройству: его услуги будут стоить соискателю около 250 долларов. Перед обращением и оплатой рекомендуем скрупулезно проверить информацию о компании, почитать отзывы тех, кто уже нашёл работу с её помощью. При рассмотрении предлагаемых вариантов ни в коем случае не стоит соглашаться на нелегальное трудоустройство. Каким бы заманчивым не было предложение неофициальной работы, помните: в Турции нелегалов постоянно отслеживают, штрафуют и депортируют, ставя запрет на въезд на несколько лет. В то время как официально работающие иностранцы пользуются соцзащитой и социальными гарантиями практически наравне с гражданами страны.

Ещё один распространённый вариант поиска работы в Турции – обратиться к знакомым, которые живут на территории Республики. Впрочем, если турецких друзей у вас пока нет, можно обратиться к государственной службе занятости Турции. Воспользоваться сайтом ведомства можно и без знания турецкого языка (при помощи автоматических переводчиков). На сайте вы сможете зарегистрироваться как специалист, ищущий работу в Турции, посмотреть новости рынка труда и дополнительного образования и даже проконсультироваться на тему открытия бизнеса.

Для тех, кто ищет в Турции сезонную работу, большим плюсом становится возможность безвизового нахождения в стране (с 2017 года – девяносто дней для граждан РФ). Ежегодно в Турции работает около миллиона граждан РФ, большая часть которых сезонно занята в сферах туризма и отдыха, торговли и промышленности. Главные потребители турецкого рынка сбыта – пространство бывшего СНГ. Поэтому компании Турции постоянно испытывают потребность в работниках, хорошо знающих русский язык и способных обеспечить грамотный документооборот на русском.

Переехали: Как живет беларуска в Японии?

В новой рубрике «Переехали» рассказываем о том, как и зачем молодые люди уезжают в другие страны. Менеджерка из Минска Саша Борисова три года назад улетела в старую столицу Японии – Киото. Дома из фанеры, работа до упаду, кредитные львы и бассейны в виде вагин – «наши» о жизни в Стране восходящего солнца.

В университете я изучала японский и пару раз волонтерила для приезжих японцев. Потом устроилась в Минске на работу в японскую фирму JTI и каждый год участвовала в программах на стипендию в японский университет. Но переезд пришел с неожиданной стороны – парню предложили работу в Киото. Он подумал, посомневался, мы поженились и уехали.

Сбор документов и получение долгосрочной визы – дело не из легких. Особенно со стороны фирмы, приглашающей на работу сотрудника. Она должна доказать государству, что такого специалиста, как выписывают из-за границы, в Японии нет. Контора запрашивала у мужа все: списки предметов, которые он учил в университете, выписку с оценками, диплом, справку, заверенную врачом, выписку оценок из школы и еще тонну всего. В стопке документов, которые выслала фирма, были: ее годовой доход, выписка из налоговой, рекомендательные письма от директора. С моей же стороны потребовалось свидетельство о браке, пара фото, анкета, паспорт и «улыбаемся и машем». Процесс подачи занял 3-4 месяца. Все это время сторона компании собирала документы и высылала нам их, а визу мы получили через неделю после обращения в японское посольство в Минске. Так мы переехали в Киото.

Поскольку свою работу ради переезда я оставила, нужно было искать варианты на месте. Рабочую визу прикрепляют к компании, и она есть только у мужа, моя же называется «зависимая» – по ней можно работать не больше 28 часов в неделю.

Работа в сфере услуг для иностранца – самый легкий вариант. Можно устроиться преподавателем английского в школу или на курсы, или давать частные уроки – но велика конкуренция со стороны носителей – австралийцев или канадцев. Процентов 80% из приезжих дам устраиваются моделями в агентства или идут работать в ночные бары. Можно еще податься в парки развлечений типа Диснейленд или Юниверсал Студио Парк. Главное – сносно говорить на японском.

«Самый шокирующий проект назывался Giant Vagina – бассейн для перформанса в виде вагины, заполнен водой с крахмалом, из которого пытались выбраться люди»

Мне была интересна сфера искусства и IT, поэтому я просто гуглила все арт-компании в нашем городе и рассылала CV. В итоге мне ответила одна, в которой я подрабатываю и сейчас. Называется она Sandwich, и создаем мы довольно странные вещи под руководством главного дизайнера Kohei Nawa – очень модного и востребованного в Японии. Самый шокирующий для меня проект назывался Giant Vagina – это бассейн для перформанса в виде вагины, заполненный водой с крахмалом, из которого пытались выбраться люди… Картину дорисуй сам(-а). В целом работа интересная и всегда заставляет смотреть на вещи по-другому.

Японцы – закрытые люди, за три года жизни друзей-японцев мы так и не завели. Зато говорят, что если уже японец впустил тебя в свой круг, то это навсегда. Поэтому на работе все просто коллеги. Возможно, это связанно и с тем, что японцы живут одной работой. У большинства нет ни хобби, ни увлечений, и все свое свободное время они предпочитают проводить в офисе. Так что стереотип о японцах-трудоголиках вполне обоснован. Иногда ходят выпивать, могут перекинутся малозначимыми разговорами во время перерыва или обеда, но дальше этого ничего не заходит.

«Порой кажется, что вся Япония – это одна большая театральная постановка»

Личная жизнь всегда очень личная. Если представить героев аниме и странные рожи, которые изображают их реакцию на происходящее, то в жизни все выглядит точно так же. Местные невероятно утрированно реагируют на твои заявления, рассказы или вообще происходящее вокруг, и порой кажется, что вся Япония – это одна большая театральная постановка.

Снять квартиру в Японии, если у тебя нет местного гаранта, это тот еще танец с бубном. Иностранцам предпочитают не сдавать – японцы считают их шумными и грязными. Есть даже специальные риэлтерские фирмы, которые работают только с приезжими, и специально ищут домовладельцев, которые готовы пойти на этот «риск».

«Конструкция любого дома облегченная – строят из говна и палок, стены делаются из фанеры»

Японцы ценят личное пространство, поэтому у каждого должна быть своя комната – пусть и размером со шкаф. Из-за чего квартиры обычно выглядят так: 50 кв м четырехкомнатная, 40 кв м – трехкомнатная. «Ну вы же семья, у вас сейчас пойдут дети, а нужно минимум двое»… Квартиры в Японии отличаются от наших. Во-первых меряются они в татами – это японcкий мат 90х180см, которым застилался пол. Сейчас в стандартной квартире имеется одна комната в японском стиле (пол из татами) и остальные в европейском (без татами, с ламинатом или паркетом).

Чаще планировка представляет собой общую комнату типа LDK – Living Dining Kitchen и плюс две-три маленькие комнаты. Комнаты реально небольшие – максимум 9 м. Маcштаб трагедии таков: в спальне у нас стоит двуспальная кровать, и кроме этого в нее не вмещается больше ничего.

Японские квартиры сдаются без мебели. Бывает, что уже есть кондиционеры, плита и ванна с туалетом, но все остальное нужно докупать самим. Отдельно хотелось бы упомянуть изоляцию в окнах. Ее нет. И окна все в основном тонкие в одно стекло, раздвижные. В сезон ветров из щелей в палец дует как на северном полюсе, поэтому зимой мы делаем дополнительную изоляцию, чтобы не выдувало тепло из комнат. Конструкция любого дома облегченная – строят из говна и палок, стены делаются из фанеры с минимальным утеплением. Все потому, что в Японии часто бывают землетрясения: доставать человека легче из-под фанеры, а не из-под бетонной плиты. К примеру, в нашей квартире все плакаты, фотографии и картины держатся на стенах при помощи кнопок. Централизованного отопления нет, потому что зимой нет таких морозов, но снег иногда идет, а ночью температура может падать до -3. Обогреваются либо буржуйками, либо кондиционером.

Стоимость жилья зависит от того, как далеко оно от станции, жилой площади, наличия вблизи магазинов, ресторанов или игровых центров (последние влияют на уменьшение цены), можно ли держать домашних животных. Можно найти маленькую квартиру в 26 кв м за $ 450-500. За городом цены будут ниже, но и инфраструктура развита похуже. Критичным является именно расстояние от дома до ближайшей станции метро, потому что 90% времени японцы проводят на работе.

Многие вещи иностранцу сделать тяжело. К примеру, получить кредитную карту или заключить контракт с оператором мобильной связи. Чтобы открыть счет в банке, нужна только карта резидента и, желательно, права. Вообще в Японии паспорт не особо ценится – ценятся права, потому что их получить сложно, и если ты уж получил, то значит, ты точно нормальный человек. Обычный счет в банке не дает тебе карту Visa или MasterCard, выдаются так называемые кэш-карты – с них можно только снять деньги, расплачиваться нельзя. Их нигде не принимают, кроме как в банкоматах этих же банков.

«Паспорт не особо ценится – ценятся права, потому что их получить сложно, и если ты уж получил, то значит, ты точно нормальный человек»

Чтобы получить приличную карточку, нужно подаваться в отдельные компании. Заполнить анкету, предоставить документы, подтверждающие личность (опять-таки лучше права). Нам отказывали раза три, и только одна компания согласилась выдать карту на минимальную сумму. Visa привязывается к основному счету, и ты тратишь деньги в кредит, а в конце месяца они списываются со счета. Сначала выдают маленькие кредиты, потом, если ты исправно и без задержек погашаешь все суммы, кредиты начинают расти – может получится, что сумма кредита может превысить даже твою зарплату. В Японии это называется «эффектом кредитного льва» – когда человек начинает тратить деньги, которых по факту у него нет, погасить долг не может – и тот растет, как грива у льва.

Чтобы заключить контракт с мобильным оператором, нужно иметь Visa или MasterCard и желательно права (или карту резидента). Контракт заключается минимум на два года, и при подключении определенно тарифа можно получить бесплатно последний iPhone.

Коммуналка оплачивается легко, в любом близлежащем convenience store, сеть которых просто огромная.

«Проезд в Японии – наверное, самое дорогое, что есть»

Киото – это древняя столица Японии. Если гуглить исторические сооружения Японии, практически все, что есть, будет находиться в Киото. Золотой павильон, Cад камней, Храм тысячи ворот, Дворец императора, гейши, кимоно… Городок небольшой, законом запрещено строить высотные дома, чтобы не нарушать его архитектурный стиль. Здесь нет красочных вывесок, город не пестрый, а пропитанный духом старой столицы, по улицам которой вечерами гейко и майко (так красиво называют гейш и их учениц) спешат в чайные дома. Днем кучи туристов передвигаются по узким улочкам, которые изобилуют разными поделками, сладостями и японскими традиционными вещами вперемешку с разрекламированной чепухой типа американской Hello Kitty.

Вечерами открываются рестораны, народ гуляет и веселится до утра, а на старой улице Понточо в центре города можно словить гейко и упросить ее сфотографироваться.

Транспортная система в стране очень удобная. Из любой точки в любую можно доехать на поезде, автобусе, скоростном поезде или долететь на самолете. Транспорт чистый, ходит минута в минуту (годовое отставание скоростных поездов от графика составляет 15-30 секунд), обслуживающий персонал ужасно вежливый и учтивый. Стоимость поездки зависит от расстояния – не важно, едешь ты 20 минут или 2 часа. Для путешественников существует куча систем скидок и дневных проездных, все есть в доступе в интернете. Но проезд в Японии – наверное, самое дорогое, что есть.

Доехать до центра города по одной из самых дешевых линий метро от нашего дома стоит $ 2 в одну сторону. $ 10-12 в выходной уходит только на мелкие передвижения. Если же расстояния будут больше, то и цены будут выше. К примеру, скоростной поезд из Токио до Киото стоит в одну сторону $ 130.

По статистике в Японии крайне низкий уровень преступлений, из которого 70% совершается иностранцами. Сами же японцы очень правильные. У меня был случай, когда в большом супермаркете я случайно оставила все сумки, ключи, кошелек и покупки. Когда заметила это, понеслась обратно (благо на проездном денег хватало на поездку), и каково же было удивление, когда я увидела, что все вещи так и стояли нетронутые в магазине. 2 часа… Ровно столько понадобилось, чтобы проделать маршрут магазин-дом-магазин. У японцев есть привычка кинуть вещи где-нибудь в зале и уйти смотреть товары совсем в другой конец, а под конец вернуться к вещам. Самая большая опасность в Японии – что угонят твой велик. И опять-таки по статистике чаще всего это делают иностранцы.

«Самая большая опасность в Японии – что угонят твой велик»

Еда здесь – это культ, а поскольку это возведено в культ, то и цены соответствующие. Все будет супервкусно и красиво, но ровно на столько же и дорого. Большое заблуждение, что японцы едят суши каждый день. Суши считаются дорогой едой (если это хорошие, конечно) и заказывают их очень редко, только по праздникам. В повседневной жизни едят гюдон (рис с мяском сверху), удон (лапша), рамен (еще лапша) или сеты (наборы с едой разной, как ланч бокс). Если ты идешь в ресторан, помимо основного блюда тебе обязательно дадут еще какие либо мочености – кабачок, дайкон, огурец или капустку. Обед может обойтись в $ 3,5-7 (например, если берешь гюдон).

Тем, кто хочет переехать в Японию и устроиться на работу тут, стоит выучить японский. Без него никуда. Если ты уже в Японии, можно найти работу, но если ты за границей, вряд ли фирма будет делать визу, если ты не говоришь на японском. Работа здесь не от звонка до звонка. Она от звонка и до «пока хозяин не отпустил», переработки – это японское кредо по жизни, и с этим нужно мириться. Япония – это не другая страна, а другая планета. Хоть раз в жизни здесь нужно побывать. Здесь чтят традиции, уважают старших и с услужливостью относятся к гостям. Сервис и условия жизни хороши настолько, что привыкнув к этому раз, постоянно хочешь обратно – и все остальные страны и города уже кажутся «не тем».

Советую собраться силами и попробовать. Японию можно либо полюбить, либо люто ненавидеть. Наш вариант – любить.

Чтобы получить приличную карточку, нужно подаваться в отдельные компании. Заполнить анкету, предоставить документы, подтверждающие личность (опять-таки лучше права). Нам отказывали раза три, и только одна компания согласилась выдать карту на минимальную сумму. Visa привязывается к основному счету, и ты тратишь деньги в кредит, а в конце месяца они списываются со счета. Сначала выдают маленькие кредиты, потом, если ты исправно и без задержек погашаешь все суммы, кредиты начинают расти – может получится, что сумма кредита может превысить даже твою зарплату. В Японии это называется «эффектом кредитного льва» – когда человек начинает тратить деньги, которых по факту у него нет, погасить долг не может – и тот растет, как грива у льва.

Читайте также:  Перенос визы в новый загранпаспорт в 2020 году: инструкция

Переехавшая в Японию казахстанка: Здесь ценят людей и никто не обманывает 04 апреля 2019, 09:34

Мадина Айтжанова никогда не думала, что будет жить в центре Токио и говорить на японском языке. Казахстанка знала английский, работала в иностранной компании, но интуиция ей всегда подсказывала, что надо развиваться дальше, искать что-то новое и интересное. Несколько лет назад тогда еще жительница Астаны отправилась изучать новый для себя язык в небольшой японский городок. О том, что из этого вышло, девушка рассказала корреспонденту Tengrinews.kz.

“Здесь люди постоянно улыбаются. Иностранцы думают, что японцы не искренние. Когда ты живешь в этой стране, ты понимаешь, что это совсем не так. Мне иногда даже непривычно, если кто-то тебе не улыбнулся, в глаза не посмотрел или молча отдал сдачу в магазине. Японцы очень радушные”, – рассказывает Мадина Айтжанова.

Мадине 32 года. Уже пять с половиной лет она живет в стране восходящего солнца. Не так давно она создала свой канал в YouTube. Она снимает небольшие видеоролики для тех, кто решил приехать Токио учиться или работать. Девушка делится советами: какое жилье лучше снять на первое время, как и где питаться, сколько денег нужно для переезда в Японию. Считает, что приезжим не стоит брать здесь в аренду автомобиль: это очень дорого, да и парковать его будет негде. Всех своих подписчиков Мадина предупреждает: без знания японского языка будет очень трудно.

“Мне всегда хотелось раскрыть в себе больше потенциала и идей. В свое время я заинтересовалась японским языком. Подала документы в местный колледж. В 2013 году поступила и училась здесь два года, нашла работу, а еще через какое-то время переехала в Токио. Японский язык очень интересный”, – признается Мадина Айтжанова. В ее речи уже даже слышится японский акцент.

Девушка признается, что после переезда в Японию ее отношение к жизни изменилось. Мадина стала самостоятельной и независимой. Несмотря на трудности с жильем, дорогую жизнь, ею движет желание развиваться, совершенствоваться. Японское восприятие жизни сильно отличается от европейского или западного, говорит казахстанка. В японской психологии есть две основные черты: единство с природой и обществом.

Может, поэтому Мадина, как и японцы, предпочитает не рассказывать подробности своей личной жизни. Но девушка не скрывает, что воспитывает восьмилетнего сына Асанали.

“Американцы, австралийцы, англичане, итальянцы – многие, кто приезжает сюда, остаются. Никто не уезжает, живут тут много лет, женятся и выходят замуж. Даже если вы иностранец, вы живете здесь так же, как и сами японцы. Тут у всех равные права. Нет такого, что если вы иностранец, вы должны платить больше. Здесь ценят людей, хвалят их. Японцы не стесняются признавать успехи других людей. У них нет зависти, они очень открытые. Но если речь идет о личной жизни, то они в нее не лезут. Лишних вопросов не задают, ничего не советуют и о своей личной жизни не говорят”, – рассказывает Мадина Айтжанова.

Мадина, как и все японцы, с нетерпением ждет начала цветения сакуры. Здесь уже наступила пора ханами – любования цветущими деревьями.

Казахстанка работает в престижной японской компании. Она консультант по рекрутингу в сфере моды и красоты, занимается подбором специалистов для крупных агентств и компаний.

“В Японии сложно найти работу, если ты не знаешь языка. Если ты знаешь японский, то ты должен знать его очень хорошо. Работающие в одной команде люди очень сплоченные. Японские компании часто устраивают сотрудникам групповые поездки на море. Это помогает сблизить коллег, укрепить командный дух еще сильнее”, – рассказала Мадина, отметив, что буквально недавно вернулась с коллегами с острова Гуам.

“Мне раньше казалось, что я не расту, не развиваюсь. Если я бралась за что-то, то в какой-то момент я понимала, что все, мне скучно, что я ничего нового уже не узнаю. У меня была постоянная жажда развиваться. Этого хотелось для того, чтобы быть просто счастливой. Я не могла себя найти в чем-то, что мне приносило удовольствие. Поэтому я решила, что мне нужен другой опыт. Но я не скажу, что планировала уехать именно в Японию”, – признается Мадина Айтжанова.

По мнению девушки, атмосфера в Японии влияет на все: качество жизни, комфорт, отношение к окружающей среде и людям. Психология японцев очень отличается от психологии остальных народов. К примеру, здесь не воруют.

“Если я потеряю кошелек, его никто не тронет. Если я пойду в полицию, они посмотрят все по камере, и если не дай бог его вдруг кто-то тронет, то у этого человека начнутся проблемы. У людей тут социальная ответственность развита. Поэтому я не боюсь потерять сумку или оставить ее открытой в метро. Здесь можно не думать о том, что вдруг вас где-то обманули. К примеру, вы пришли в магазин, и продавец вам дает сдачу наличными. Он обязательно все на ваших глазах пересчитает и покажет: вот бумажные деньги, а вот мелочь копейками”, – отмечает казахстанка.

“У меня поменялись ценности. Мне кажется, многие люди больше думают о том, как заработать, как купить дом или машину. А ведь деньги нужны только на то, чтобы хватало на еду. Мне раньше казалось, что, для того чтобы быть счастливой и крутой, мне нужна квартира, машина и сумка от Louis Vuitton. Может, я смогу себе все это позволить лет через пять, но мне этого и не нужно. Мне хватает того, что сейчас есть. Я счастлива сейчас, счастлива тем, как я живу”, – признается Мадина Айтжанова.

В Японии Мадина продолжает заниматься своим хобби. Она печет торты и капкейки. Если в Казахстане она могла получать от своего любимого увлечения еще и дополнительный заработок, то в Японии вкусности она готовит только для себя.

“По заказам на выпечку здесь очень сложно. Тут качество на первом месте. Просто так не продашь – нужен сертификат. Люди не будут покупать то, чего не знают. А если что-то и продается, то только через магазины. Если иметь свой бизнес, нужна машина, чтобы иметь свою машину, нужно платить 500-600 долларов только за парковку. Поэтому бизнес я на выпечке не делаю. Это мое хобби, пеку для себя. Даже если я получу сертификат, то японцы не будут покупать. Частное тут практически не продается”, – рассказала Мадина Айтжанова.

“Мне всегда хотелось выйти из рамок и не быть стандартной, как все. Накопленный опыт здесь помог мне укрепиться. Я отправилась в свое путешествие, и сейчас я рада тому, что со мной происходит”, – резюмирует Мадина Айтжанова.

Своими небольшими рассказами о Японии казахстанка делится на своем канале в YouTube.

“Мне всегда хотелось выйти из рамок и не быть стандартной, как все. Накопленный опыт здесь помог мне укрепиться. Я отправилась в свое путешествие, и сейчас я рада тому, что со мной происходит”, – резюмирует Мадина Айтжанова.

В чём причина?

Однако реальная причина состоит вовсе не в том, что русские якобы делятся на “ватников” и патриотов Казахстана, а во всё более явном притеснении всего русского. Инициатива по переименованию Павлодара вызвала широкую дискуссию, и к вопросу уже подключились власти Казахстана, которые поддерживают эту идею.

Переименование Павлодара вызвало широкую дискуссию, и к вопросу уже подключились власти Казахстана, которые поддерживают эту идею. Фото: kzww / Shutterstock.com

Инициатива принадлежит представителю общественной организации Jebe Жумабеку Сманову, который выдвинул её на встрече с депутатом Мажилиса Айзадой Курмановой. Павлодар предлагается переименовать в Ертіс. Примечательно, что инициатива внезапно (или уже не очень) была поддержана Курмановой, а также большим числом местных чиновников, журналистов и общественных деятелей.

В Павлодаре решением местных властей уже произошло переименование 13 улиц, включая носившую ранее имя Михаила Кутузова. Этот процесс идёт и в Восточно-Казахстанской области, где переименования коснулись нескольких сотен улиц, посёлков, райцентра Зыряновск. Известно, что там войну русским названиям объявил местный аким Даниал Ахметов.

При этом нельзя не напомнить, что Павлодар как поселение существовал ещё с XVI века, когда был основан русскими переселенцами в Прииртышье. В 1861 году город получил название Павлодар в честь новорождённого Великого князя Павла Александровича. Но казахи предпочитают забыть о том, кто и как основал город, и “причесать” процесс переименования улиц под “декоммунизацию”, которая по-хорошему не имеет отношения к Российской империи. Отсюда следует и ещё один вывод: инициаторам переименования Павлодара, а также массы других населённых пунктов, улиц и площадей всё это неважно. Важно, чтобы не было русского.

Нельзя не сказать, что Казахстан производит сегодня впечатление государства, которое не может осознать себя и свою историю. Сразу восемь вариантов “латинского” казахского алфавита — это очень много. Ну а если переход на латиницу состоится, то это будет означать необходимость вновь учить население читать, учить азбуку, да вдобавок переводить на новый язык всю литературу. А как быть школьникам, которые начали учиться на кириллице, а должны будут закончить латиницей?

Кроме этого, известна инициатива бывшего президента страны Нурсултана Назарбаева, выдвинутая им ещё шесть лет назад. Он предложил переименовать… нет, не город, а всю страну. Казахам следует отказаться от слова “Казахстан”, посчитал Назарбаев, и в январе 2019 года его поддержали депутаты казахского Мажилиса, которые продолжают обсуждать эту идею.


Наконец, может сложиться впечатление, что Казахстан теперь идёт по пути Украины. И дело не только в дерусификации, но и в попытках придумать собственную историю. Так, доктор философских наук и в прошлом доцент КазНУ имени Аль-Фараби Б. К. Бейсенов заявил, что Адам был на самом деле казахом.

Обладатели ВНЖ, РВП и свидетельств участников Госпрограммы могут оставаться за границей дольше 6 месяцев

Как и раньше, не будут аннулировать ВНЖ, РВП, свидетельства участников Госпрограммы, если их обладатели в период пандемии задержались за границей дольше, чем на допустимые 6 месяцев в году. Период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2021 года учитываться не будет.

Например, обладатель вида на жительство выехал из России 10 марта 2020 года, а вернуться планирует 15 июня 2021 года. Для миграционных органов будет считаться, что он находился за границей всего 5 дней — с 10 марта по 15 марта, так как после 15 марта сроки нахождения за границей для обладателей РВП и ВНЖ заморозили.


До указанной даты миграционным органам запрещено выносить решения о депортации иностранцев, принудительном выдворении, аннулировании РВП, ВНЖ, виз, свидетельств участников Госпрограммы, лишении статуса беженца и временного убежища.

Общественный транспорт в Будве

Крупнейшим туристическим центром Черногории является Будванская ривьера, которая включает в себя одноименный город и прилегающие к нему населенные пункты. Поэтому стоит отдельно рассмотреть общественный транспорт в Будве.

По всему муниципалитету, то есть Будве и близлежащим поселкам, постоянно курсируют маршрутные такси и рейсовые автобусы. Расписание маршруток можно найти на остановках, график отправления автобусов можно узнать на автобусных станциях.

В основном маршрутные такси отправляются от конечных станций каждые 10-20 минут в зависимости от маршрута и времени года, билет можно купить у водителя. Автобусы совершают по несколько рейсов в день по территории Будвинского муниципалитета, а также в другие города.

Интенсивнее всего транспорт в городе Будва в Черногории курсирует во время курортного сезона специально для удобства отдыхающих.

Для тех, кто не хочет зависеть от общественного транспорта, есть альтернатива в виде аренды автомобиля или мотороллера. По деньгам выйдет дороже, зато вас не будут волновать такие вещи, как расписание маршруток и удаленность вашего места жительства от ближайшей остановки.

Чтобы взять машину напрокат, достаточно иметь водительское удостоверение и стаж от 2 лет, некоторые компании соглашаются работать с водителями, имеющими стаж вождения всего 1 год.


По всему муниципалитету, то есть Будве и близлежащим поселкам, постоянно курсируют маршрутные такси и рейсовые автобусы. Расписание маршруток можно найти на остановках, график отправления автобусов можно узнать на автобусных станциях.

Поезда в Черногории

Железнодорожная система в Черногории развита довольно слабо (по сравнению с Россией). По сути существует одна основная ветка, идущая из Белграда (Сербия) на юг через Белое Поле, Подгорицу и далее в Бар + ответвление из Подгорицы в Никшич.

Схема черногорских ж/д

На самом деле рельеф в стране довольно сложный (так что слабое развитие ж/д объяснимо) — был построен 121 тоннель общей протяженностью 58 километров.

Классы поездов

Поезда старые, хотя в последнее время стали обновляться. Например, между Подгорицей и Баром запустили новый состав испанского производства. Все составы сидячие, ведь расстояния небольшие.

Расписание поездов в Черногории и стоимость проезда

Например, из Бара в Подгорицу ходит 9 поездов в день: в 05:20, 06:35, 09:35, 11:38, 14:20, 15:38, 16:52, 18:05 и 20:40. Время в пути около часа. Стоимость проезда во втором классе — 2,4 евро, в первом классе — 3,6 евро.

Всю актуальную информацию о расписаниях и ценах найдете на официальном сайте ж/д Черногории (на английском и черногорском).

Для детей от 6 до 14 лет предоставляется скидка 50%. Для детей до 6 лет — проезд бесплатный, если они не занимают отдельного места.

Например, из Бара в Подгорицу ходит 9 поездов в день: в 05:20, 06:35, 09:35, 11:38, 14:20, 15:38, 16:52, 18:05 и 20:40. Время в пути около часа. Стоимость проезда во втором классе — 2,4 евро, в первом классе — 3,6 евро.

Общественный транспорт в Черногории

Черногория небольшая, но очень разнообразная. Потому приехать и сидеть на одном месте — не самый лучший выход. Сегодня я расскажу о том, как можно перемещаться по стране.

  1. Автобусы в Черногории
  2. Такси
  3. Паромы
  4. Железная дорога
  5. Самолеты

Нельзя сказать, что здесь большое разнообразие видов общественного транспорта. Но причина в основном — компактные размеры страны.

Самые распространенные средства передвижения между городами — автобус и автомобиль, а внутри города — такси, автобус или «рено двойка» (пешком).

Я уже говорила и продолжаю настаивать, что универсальный вариант для отдыха — аренда автомобиля. Вы автоматически экономите на экскурсиях, получаете свободу передвижения и никакие горки вам не страшны. Но есть и другие варианты.

Читайте также:  Виза в Черногорию 2020 году: нужна ли виза для россиян и украинцев

Между большинством городов есть регулярное автобусное сообщение. Автобусы отправляются от автобусных станций/остановок, по пути следования останавливаются по требованию и в населенных пунктах (не всегда, если нет желающих — водитель может просто проехать дальше). Если знать расписание — можно поймать автобус на любом участке трассы, где ему есть место остановиться.

Автобус

Практически все города и посёлки Черногории связаны между собой автобусными маршрутами. Автобусная сеть наиболее развита между населенными пунктами Адриатического побережья и Подгорицей. В Подгорице действуют и регулярные городские автобусные маршруты. Билет на проезд можно приобрести как в кассе вокзала, так и в ближайшем киоске, или непосредственно у водителя автобуса. Стоимость проезда различна в каждом городе, она зависит от расстояния и от компании-перевозчика.

Региональными и междугородними автобусными перевозками занимаются несколько транспортных компаний, среди которых Bozur, Croatia bus, Duga.

Такси в Черногории бывают как частные, так и лицензионные. Большое количество машин всегда можно найти в аэропортах, у железнодорожных и автобусных вокзалов, неподалёку от достопримечательностей в крупных городах и на стоянках на курортах. Предлагаются самые разные услуги: от поездки по адресу до экскурсии на целый день.

Цены в ресторанах, барах, пабах

Рост туризма привел к созданию множества ресторанов и баров, предлагающих еду из других европейских стран и мира. Мы не удивимся, если найдем тайский или вьетнамский ресторан в Будве или Которе. Рыбные блюда также популярны в Ривьерском поясе. Местная кухня кажется несколько подавленной многочисленными пиццериями или бургерными ресторанами, но найти место, где подают популярные чевапи, не должно быть проблемой.

Мы также встретим термин «коноба» – от хорватского означал часть дома, где хранилась еда. Позже, гостиницы были названы так. Сегодня слово коноба чаще всего переводится как таверна .

Kafana Konoba (Topliški put br. 1, Budwa) – тихий ресторан за пределами центра Будвы, ориентированный на местных жителей, а не туристов. Здесь вы можете попробовать местные блюда.

  • Шопский салат – 2 €
  • Сербский салат – 1,50 €
  • Греческий салат – 3 €
  • Мусака – 3 €
  • Плескавица (в виде блюда) – 5 €
  • Чевапи (в виде блюда) – 5 €
  • Пиво Nikscic 0,33 / 0,5л – 2 € / 1,80 €
  • Чай с медом – 1 €

Regina E. Budva (Stefan Mitrov Ljubisa Street, Budva) – более дорогой ресторан, расположенный в историческом старом городе Будвы.

  • Салат с осьминогом (300 г) – 12 €
  • Мидии в соусе Buzzara (1 кг) – 10 €
  • Морской окунь (цена за 100г) – 4 €
  • Салат Цезарь (380г) – 8 €
  • Бульон (200 мл) – 3 €

Pod Volat (1 Trg Vojvode Bećira Osmanagića) – один из самых популярных ресторанов в Подгорице. Он расположен в старом городе возле Часовой башни. Здесь вы можете попробовать блюда местной кухни.

  • Gurmańska pljeskavica (в форме блюда, 350 г) – 5,80 €
  • Стейк из баранины (400 г) – 9 €
  • Чевапи с каймаком (370 г) – 4 €
  • Фаршированный перец (300 г) – 3,20 €
  • Качамак 500г (местное блюдо из кукурузной крупы, сливочного масла, яиц и овечьего сыра) – 6 €
  • Рыбный суп (350г) – 2 €
  • Айвар (250 г) – 1,60 €
  • Разливное пиво Niksicko 0,5л – 1,40 €
  • Jelen бутылка пива 0,33 л – 1,50 €
  • Вранацское вино 1л – 6 €

Konoba Basta (Вирпазар) – ресторан в популярном туристическом поселке на Скадарском озере.

  • Угорь – 12 €
  • Салат Цезарь – 6,60 €
  • Njeguški pršut (черногорская зрелая ветчина) – 6 €
  • Домашняя колбаса с картофелем фри и салатом – 6,80 €
  • Курица в панировке с кунжутом – € 5,60
  • Vjesalica с картофелем фри и салатом (по-черногорски) – 7,5 €

Fratelli (Улцинь) – Ресторан возле городского пляжа на полуострове Ядран.

  • Суп дня – 2,50 €
  • Пицца – от 4 €
  • ЧЕВАПИ с картошкой фри и салатом – 5 €
  • Мидии – 7 €

Konoba Akvadukt (Stari Bar) – один из самых дешевых ресторанов в переулке, ведущем к Old Bar.

  • Crnogorske priganice (тип местных блинов, подается с джемом, сыром или медом) – 3 €
  • Долма (рулетики из капусты в виноградных листьях) – 5.50 €
  • Караджорье шницель (сербское блюдо) – 10 €
  • Шопский салат – 2,50 €
  • Большой турецкий кофе – 1 €
  • Чай с медом и лимоном – 1 €
  • Фруктовый сок (200 мл) – € 1,80
  • Coca-Cola (250 мл) – 1,80 евро
  • Jelen beer 0.5л – 1.80 €

Paluba (Setaliste 5 Danica 34/6, Герцег-Нови) – ресторан, получивший высокую оценку туристов на побережье в Герцег-Нови.

  • Сладкие блинчики – от 2,5 до 3,20 €
  • Стейк из тунца – 180 €
  • Барбекю на гриле – € 10.50
  • Карпаччо из тунца – 10 €

Paluba (Setaliste 5 Danica 34/6, Герцег-Нови) – ресторан, получивший высокую оценку туристов на побережье в Герцег-Нови.

Автобусный транспорт

В Черногории действует система общественного автобусного транспорта – междугородняя и внутри каждого региона. За каждое из направлений отвечает один перевозчик. Локальное сообщение связывает центр города с поселками общины. В Подгорице развита автобусная сеть.


Проезд с детьми на междугородных рейсах:

Транспорт и такси, бензин и автомобили

Стоимость бензина высока. Междугородний транспорт ходит очень хорошо, чётко и по расписанию. А вот с внутригородскими автобусами иногда могут возникнут сложности. Местные жители активно пользуются автомобилями. До аэропорта всегда можно заказать трансфер от наших соотечественников, живущих здесь и, таким образом, зарабатывающим деньги.

Билет на 1 поездку на местном транспорте67.64 руб1.03 $0.9 €
Проездной на 1 месяц1991.48 руб30.33 $26.5 €
Минимальная стоимость поездки на такси75.15 руб1.14 $1.0 €
Тариф такси за 1 км поездки37.58 руб0.57 $0.5 €
Тариф такси за 1 час ожидания601.2 руб9.16 $8.0 €
Бензин, 1 литр97.7 руб1.49 $1.3 €
Volkswagen Golf 1.4 90 KW Trendline (или аналогичный новый автомобиль)1202400.0 руб18312.52 $16000.0 €
Toyota Corolla 1.6l 97kW Comfort (или аналогичный новый автомобиль)1288139.39 руб19618.33 $17140.91 €

Если вы фрилансер и вам нужен хороший и стабильный интернет, лучше жить в Херцег Нови или Подгорице. В южных городах, типа Бара или Будвы, с этим могут быть проблемы летом, когда сети провайдеров падают из-за высоких и постоянных нагрузок. Коммунальные расходы для 1-2 комнатной квартиры будут в районе 50 евро. Тарифы на мобильную связь для людей, получивших вид на жительство, сильно дешевле, чем при использовании туристических сим-карт.

Цены в Черногории 2020 на еду

Кухня Черногории очень вкусная. Местные жители гордятся своим прошутто, который называют «pršut» (пршут) и национальным напитком ракия.

Еда в Черногории

Фирменные блюда, как правило, состоят из тушеного мяса, много блюд из баранины и говядины. Например, плескавица, рубленое мясо, телятина из под саче. Также в меню Черногории есть много свежих морепродуктов. Можно попробовать местную рыбу, кальмаров, осьминогов, креветок и мидий. Цены в Черногории на них ниже, чем в других странах Адриатики (в той же Италии в 2 раза дороже). Чего здесь точно нет, так это сетевых фастфудов, вроде «McDonalds», «KFC», «Burger Kings», даже в крупных городах.

Вкусную выпечку в Черногории можно купить в пекарах, а мясо — в месарах. Причём, в месаре можно выбрать сырое мясо, и вам его бесплатно приготовят на гриле. Такая же система на рынках (не на всех), можно выбрать рыбу или морепродукты, и вам их вкусно пожарят.

  • Завтрак из пршута, хлеба, чая, кофе 3,50€
  • Обед в ресторане в «Crnojevića» 7€
  • Черногорский завтрак 4€
  • Кусочек пиццы 1,50€
  • Пицца Маргарита средняя 4,5€
  • Греческий салат 5€
  • Плескавица 3,5-6€
  • Бургер 2,50€
  • Кофе 0,5-1,5€
  • Местное пиво 0,5 литра 1,5-2,5€
  • Бокал вина в ресторане 1,25-4€
  • Рюмка бренди (слива, виноград или вишня) 0,3-0,75€

Еда в Черногории в Будве

Еда в Черногории в Будве

Отдых в Черногории в 2020 году

Ни отсутствие прямых рейсов, ни дорогие билеты не смогли оставить Надежду без отпуска в ее любимой Черногории:

В Черногорию мы ездим всей семьёй в течение 5 последних лет. В шестнадцатом году мы первый раз сюда приехали, и эта страна нас просто очаровала своей красивой природой, своими вкусными продуктами, своими красивыми и разными пляжами. Адриатическое море в разных местах совершенно разное и совершенно неповторимое. Плюс здесь все говорят на русском языке или тебя понимают, черногорский язык совершенно доступен и прост, поэтому у меня лично не возникает никаких проблем при общении с местным населением при походе в магазин, ресторан и прочих делах.

Я очень долго ждала, когда Черногория откроет въезд для россиян. Это случилось 8 августа и на данный момент единственный возможный путь попасть в Черногорию – это перелет через Стамбул. Соответственно, в тот же день, 8 августа, на сайте турецких авиалиний я купила билет Санкт-Петербург – Стамбул – Подгорица. Я покупала билет на 20 августа, цена была 14525 рублей, конечно, это в два раза дороже, чем билеты были до этого. Во-первых, вырос курс евро, и нет никакой конкуренции. Скажу честно, раньше мы летали Победой, и благодаря Белке, я знала про все акции, и много раз мне удавалось покупать билеты за 3.000 в одну сторону, но таких цен уже нет.

Я вылетала из Санкт-Петербурга, сказать честно, в Пулково никаких мер безопасности я не видела. Я даже не видела нигде санитайзеров. При входе в самолет, стюардессы всем выдавали пакет, в котором находилась маска и влажные салфетки. Во время всего полета, он длился чуть более 3 часов, все пассажиры находились в масках, если кто-то пытался маску приспустить, то стюардесса подходила и в достаточно вежливой форме попросила надеть маску. У туркишей очень хорошие самолеты, там просторно сидеть, питание было простое: сэндвич, сок и бутылочка с водой. Мне объяснили, что такое скромное питание в связи с пандемией. В самолёте мы заполняли анкету, там указывали ряд, место, номер рейса, есть ли какие-то проблемы со здоровьем или нет, болел ли кто-то в семье и в каком номере гостиницы остановимся.

По прилету в аэропорт Стамбула, я была конечно в шоке, насколько там соблюдаются все правила безопасности. Во-первых, всюду есть разметка, то есть там реально соблюдается социальная дистанция 1,5 м, обязательно ношение масок, об этом постоянно говорят по громкой связи. Везде стоят санитайзеры и тепловизоры. На самом деле, я была приятно поражена этим аэропортом. В связи с тем, что у меня был такой сложный рейс: Санкт-Петербург – Стамбул – Подгорица, у меня получилось, что в Стамбуле я должна была провести 23 часа. Я прилетела в 19:30, села на рейсовый автобус, который шёл в город. Т.к я была совсем одна, то очень боялась потеряться в Стамбуле, но обложившись форумами, сделала себе маршрут. Читала очень много информации про аэропорт Стамбула, потому что он просто гигантский, на данный момент – это самый крупный аэропорт в Европе, там прекрасно развита транспортная сеть, главное разобраться куда тебе попасть.

Я могла рассчитывать на бесплатную ночь от турецких авиалиний, но мне хотелось погулять по городу, поэтому я забронировала гостиницу в самом центре Стамбула, в 500м от Айя-София, за 20 евро с минимальным завтраком. Гостиница была совершенно простенькая, но на одну ночь она меня вполне устроила, нашла я её на букинге. Главное требование было – близость к центру и завтрак. Завтрак меня немножко расстроил, потому что он был совершенно простой, но я так понимаю, что это всё связано с отсутствием большого кол-ва гостей. При заезде в гостиницу у меня померили температуру, дали ключи от номера и сказали, что в гостинице надо носить маску постоянно. Утром я пошла гулять по городу, на самом деле за 5 часов я успела посмотреть весь центр, на тот момент и сейчас в самом Стамбуле обязательно ношение маски. В итоге из-за длительного транзита я получила бонусом сутки в Стамбуле. Скажу честно, Стамбул мне понравился, хотя это было «галопом по Европе», но это было приятно.

Путешествия прекратились. Редакции нужна поддержка. Займет 7-8 секунд, достаточно 5-99 рублей единоразово, не подписка!

В Стамбуле я успела вечером поужинать, днём пообедать, поскольку я садилась за столики, которые были расположены на улице, то соответственно там маски были не нужны. Официанты говорят по-русски, чувствуется, что они очень соскучились, очень рады русским туристам. Даже с этим курсом евро/доллара цены в Стамбуле всё равно ниже, чем в России. Обратно в аэропорт я поехала на такси, и это было дешевле, чем трансфер в гостинице. В гостинице трансфер предлагали за 40 евро, в такси с меня взяли 200 лир

20 евро.
Перелет Стамбул – Подгорица занял где-то 1.5 часа, а поскольку такое небольшое расстояние, то давали только бутылочку воды. Самолет состоял практически из одних русских, потому что, на данный момент, единственный вариант попасть в Черногорию из России -это через Стамбул.
В Подгорице меня встретили знакомые, которые отвезли в гостиницу. В этой гостинице мы уже отдыхаем в течение 6 лет, ей владеет семья из Петербурга и мы у них постоянные гости. Мы всегда пользуемся услугами их трансфера. Стоимость 40 евро, но это стандартная цена для их места.

Поскольку сейчас почти нет туристов, есть только сербы, англичане и может быть немцы, то соответственно совершенно чистое море и совершенно пустые пляжи. Для меня это в диковинку, потому что мы регулярно ездим в Черногорию и обычно я прихожу всегда очень-очень рано на пляж, чтобы спокойно искупаться, чтобы никто не сидел на голове. Сейчас я прихожу на пляж, и там хорошо, если купаются местные жители. На данный момент здесь очень жарко, 30-35 градусов и море очень тёплое, 27-28 градусов. Море чистое, потому что вообще никого нет, то есть я плаваю и постоянно вижу стаи рыбок.

Цены на продукты, на услуги, на всё в Черногории, т.к я езжу очень много лет, то соответственно основные ключевые цены я помню, цены в евро совершенно не изменились. Цены на гостиницы упали, причем упали прилично, процентов на 30%. Наш отель называется Axenia Hotel, когда-то мы нашли его через booking и нам очень понравилось это место, тихое, спокойное. Наш отель находится между Баром и Ульцином. Бар очень удобный равнинный город, здесь есть автовокзал, поэтому можно передвигаться по всей стране на автобусах. Транспорт между городами ходит регулярно и по расписанию. В Баре есть жд вокзал, можно сесть на электричку и доехать до Подгорицы или выйти на каких-то полустаночках и там пойти куда-то гулять. В Баре есть порт, раньше ходил паром Бар – Бари, была прекрасная возможность посмотреть Италию, к сожалению, паромная переправа сейчас из-за пандемии не работает. Поэтому всем, кто хочет приехать в Черногорию, я настоятельно рекомендую Бар – большой город, всегда можно снять квартиру от собственника на несколько дней, здесь очень хорошо для людей с маленькими детьми, потому что хорошие пляжи, большой променад – 3 км, есть детские площадки, кафе.

Черногорцы всё время пьют кофе, поэтому хороший кофе стоит 1 евро. Здесь очень вкусная пицца, она ничуть не хуже итальянской, большая пицца в среднем стоит 6 евро, это цены в Баре, а национальное блюдо чевапчи, если знать места, то 2,5 евро за небольшую порцию и четыре с половиной евро за большую порцию, бокал пива стоит от 2 до 3 евро. Я считаю, что цены в ресторанах не изменились, конечно с курсом 70 это было вообще даром, но даже сейчас цены дешевле чем в России. И при этом, это очень вкусная еда, потому что здесь свежие продукты, если вы берете ризотто, естественно это с натуральным пармезаном, также здесь очень вкусно готовят мясо под « саче» и мясо гриль.
Аренда машины упала, если раньше в сезон машина стоила 35-40 евро, то сейчас можно договориться за 10 евро в день, бензин тоже подешевел, он сейчас стоит 1,14 евро, год тому назад бензин стоил 1,4 евро, это связано с тем, что упала цена на нефть.
Сами черногорцы очень хорошо относятся к русским, они стараются со мной говорить на русском. Это очень добрые люди, они считают нас своими братьями, если так можно сказать.

Экскурсии мы давно не берём, потому что я предпочитаю взять машину или поехать на автобусе, сама все посмотреть, сколько времени мне надо постоять или пофотографировать.
Очень выручает форум Винского, перед каждой поездкой я стараюсь изучать отчеты людей с этого форума. Самостоятельно я ездила в Котор – очень интересный город. Это Италия в Черногории, город с древнейшей историей, первое упоминание раньше 10 века. Там находится Собор Святого Трифона, построенный в 1166 году, очень известный собор. В дальнейшем Котор входил в Венецианскую Республику, соответственно в архитектуре города очень прослеживается влияние итальянской архитектуры. Котор похож на Дубровник, только по меньше. Раньше в Которе всегда стояли громадные круизники и там была тьма туристов. В этот раз я спокойно ходила по милым и любимым улочкам, выпила кофе.

Помимо побережья еще можно поехать на север Черногории, там великолепнейшие национальные парки, один из известнейших парков – это Дурмитор, где находится Черное озеро, рядом гора Жабляк. Север Черногории – это тоже уникальная и совсем другая Черногория. Это река Тара и известный мост, который считается там чуть ли не восьмым чудом Света. Это рай для любителей рафтинга летом и горнолыжников зимой.
Черногория – это страна для самостоятельных туристов, для тех, кто хочет путешествовать. Вы сможете сами передвигаться, потому что здесь нет проблем вообще, здесь даже английский не все знают, а на русском все говорят, так как в Югославии все учили русский язык.

Сейчас здесь вторая волна covid , но на побережье заболевших нет. Все стараются соблюдать социальную дистанцию, а в некоторые магазины даже пускают только определённое количество человек. В банки запускают по 2 человека, остальные ждут на улице. И могу сказать, что здесь всюду санитайзеры и в общем-то население достаточно ответственно подходит, я не видела ни одного человека в магазине без маски. Если в Петербурге в магазинах давно уже все без масок, то в Черногории в магазинах все ходят в масках. В барах и ресторанах маски не требуются. Я могу сказать, что я себя чувствую здесь в полной безопасности и если бы не маски, я бы забыла про этот страшный сон.
Так что если вы хотите совершить свое путешествие в Черногорию, то сейчас самое время – бархатный сезон.

Читайте также:  Недвижимость в Черногории, Беране 2020 году: продажа и покупка

Поделилась своей любовью к Черногории: Nadin Gromova.

Обсудить статью можно в нашей группе фейсбук

20 евро.
Перелет Стамбул – Подгорица занял где-то 1.5 часа, а поскольку такое небольшое расстояние, то давали только бутылочку воды. Самолет состоял практически из одних русских, потому что, на данный момент, единственный вариант попасть в Черногорию из России -это через Стамбул.
В Подгорице меня встретили знакомые, которые отвезли в гостиницу. В этой гостинице мы уже отдыхаем в течение 6 лет, ей владеет семья из Петербурга и мы у них постоянные гости. Мы всегда пользуемся услугами их трансфера. Стоимость 40 евро, но это стандартная цена для их места.

Поскольку сейчас почти нет туристов, есть только сербы, англичане и может быть немцы, то соответственно совершенно чистое море и совершенно пустые пляжи. Для меня это в диковинку, потому что мы регулярно ездим в Черногорию и обычно я прихожу всегда очень-очень рано на пляж, чтобы спокойно искупаться, чтобы никто не сидел на голове. Сейчас я прихожу на пляж, и там хорошо, если купаются местные жители. На данный момент здесь очень жарко, 30-35 градусов и море очень тёплое, 27-28 градусов. Море чистое, потому что вообще никого нет, то есть я плаваю и постоянно вижу стаи рыбок.

Цены на продукты, на услуги, на всё в Черногории, т.к я езжу очень много лет, то соответственно основные ключевые цены я помню, цены в евро совершенно не изменились. Цены на гостиницы упали, причем упали прилично, процентов на 30%. Наш отель называется Axenia Hotel, когда-то мы нашли его через booking и нам очень понравилось это место, тихое, спокойное. Наш отель находится между Баром и Ульцином. Бар очень удобный равнинный город, здесь есть автовокзал, поэтому можно передвигаться по всей стране на автобусах. Транспорт между городами ходит регулярно и по расписанию. В Баре есть жд вокзал, можно сесть на электричку и доехать до Подгорицы или выйти на каких-то полустаночках и там пойти куда-то гулять. В Баре есть порт, раньше ходил паром Бар – Бари, была прекрасная возможность посмотреть Италию, к сожалению, паромная переправа сейчас из-за пандемии не работает. Поэтому всем, кто хочет приехать в Черногорию, я настоятельно рекомендую Бар – большой город, всегда можно снять квартиру от собственника на несколько дней, здесь очень хорошо для людей с маленькими детьми, потому что хорошие пляжи, большой променад – 3 км, есть детские площадки, кафе.

Черногорцы всё время пьют кофе, поэтому хороший кофе стоит 1 евро. Здесь очень вкусная пицца, она ничуть не хуже итальянской, большая пицца в среднем стоит 6 евро, это цены в Баре, а национальное блюдо чевапчи, если знать места, то 2,5 евро за небольшую порцию и четыре с половиной евро за большую порцию, бокал пива стоит от 2 до 3 евро. Я считаю, что цены в ресторанах не изменились, конечно с курсом 70 это было вообще даром, но даже сейчас цены дешевле чем в России. И при этом, это очень вкусная еда, потому что здесь свежие продукты, если вы берете ризотто, естественно это с натуральным пармезаном, также здесь очень вкусно готовят мясо под « саче» и мясо гриль.
Аренда машины упала, если раньше в сезон машина стоила 35-40 евро, то сейчас можно договориться за 10 евро в день, бензин тоже подешевел, он сейчас стоит 1,14 евро, год тому назад бензин стоил 1,4 евро, это связано с тем, что упала цена на нефть.
Сами черногорцы очень хорошо относятся к русским, они стараются со мной говорить на русском. Это очень добрые люди, они считают нас своими братьями, если так можно сказать.

Экскурсии мы давно не берём, потому что я предпочитаю взять машину или поехать на автобусе, сама все посмотреть, сколько времени мне надо постоять или пофотографировать.
Очень выручает форум Винского, перед каждой поездкой я стараюсь изучать отчеты людей с этого форума. Самостоятельно я ездила в Котор – очень интересный город. Это Италия в Черногории, город с древнейшей историей, первое упоминание раньше 10 века. Там находится Собор Святого Трифона, построенный в 1166 году, очень известный собор. В дальнейшем Котор входил в Венецианскую Республику, соответственно в архитектуре города очень прослеживается влияние итальянской архитектуры. Котор похож на Дубровник, только по меньше. Раньше в Которе всегда стояли громадные круизники и там была тьма туристов. В этот раз я спокойно ходила по милым и любимым улочкам, выпила кофе.

Помимо побережья еще можно поехать на север Черногории, там великолепнейшие национальные парки, один из известнейших парков – это Дурмитор, где находится Черное озеро, рядом гора Жабляк. Север Черногории – это тоже уникальная и совсем другая Черногория. Это река Тара и известный мост, который считается там чуть ли не восьмым чудом Света. Это рай для любителей рафтинга летом и горнолыжников зимой.
Черногория – это страна для самостоятельных туристов, для тех, кто хочет путешествовать. Вы сможете сами передвигаться, потому что здесь нет проблем вообще, здесь даже английский не все знают, а на русском все говорят, так как в Югославии все учили русский язык.

Сейчас здесь вторая волна covid , но на побережье заболевших нет. Все стараются соблюдать социальную дистанцию, а в некоторые магазины даже пускают только определённое количество человек. В банки запускают по 2 человека, остальные ждут на улице. И могу сказать, что здесь всюду санитайзеры и в общем-то население достаточно ответственно подходит, я не видела ни одного человека в магазине без маски. Если в Петербурге в магазинах давно уже все без масок, то в Черногории в магазинах все ходят в масках. В барах и ресторанах маски не требуются. Я могу сказать, что я себя чувствую здесь в полной безопасности и если бы не маски, я бы забыла про этот страшный сон.
Так что если вы хотите совершить свое путешествие в Черногорию, то сейчас самое время – бархатный сезон.

MrOutlaw › Блог › Travel. Черногория 2020.

Во время планирования отпуска в этом году, конечно приходилось принимать во внимание все моменты связанные с вирусными ограничениями в разных странах. Проверив стоимость отдыха в Италии, Хорватии и Черногории, последняя выглядела очень привлекательно, тем более мы уже там были лет 10 назад. Но информация о том, что Черногория сначала требовала справки, то не требовала, то закрывалась, то открывалась, привело к тому, что пришлось от этого варианта изначально отказаться.

Но находясь в 20 км от границы, было как-то грешно не попробовать проехать и посмотреть, что и как. Тем более, что от страны осталось приятнейшее впечатление в прошлом.

От Дубровника до границы с Черногорией около 30 км хода, которые пролетают очень быстро. Черногорская красавица пограничница вертит документы и спрашивает: “Зеленая карта есть?”. Упс, а об этом мы не подумали. В рамках ЕС она нам не требовалась, а Черногория еще не там. Пограничница показывает на строение рядом и велит поставить в сторону машину и сходить купить страховку. Заходим внутрь. Там картина как в фильмах Кустурицы: маленькая прокуреная комната, в которой сидит дедушка. На столе стоит старый ноутбук, принтер, стопка бланков, пепельница, сигареты и открытый фунфырик сливовицы. Дедушка вертит в руках немецкий техпаспорт и спрашивает: “Мотоцикл?”. Получив отрицательный ответ, он выписывает какую то голубую бумажку, просит за нее 15 евро. Бумажку показываем пограничнице, она возвращает паспорта и мы продолжаем поездку. Стоит напомнить, для тех, кто не в курсе: в стране ходит евро, хотя страна не в зоне евро.

Первые впечатления после пересечения границы — эдакая крымская неряшливость везде и огромное количество патриотических графити.

Щелкая радиостанции попадаем на православное радио, где священник вещает “господипомилуйгосподипомилуйгосподипомилуй…” около 50 раз. Зная наши богослужения — у нас обычно эту фразу говорят кажется раза 3. Вообще стоит отметить, что попадая в Черногорию создается впечатление, что вера здесь более глубокая в обществе и более искренняя. Но это мое субъективное ощущение. Неуспев даже слегка насладиться атмосферой (ибо в этот момент то, что видят глаза и слышат уши находилось в полной гармонии) влетаем один из населенных пунктов и попадаем на ментов сидящих в засаде. Спрятались они ловко — за стеной, где вьезд в подземный гараж местного отеля.

Останавливаемся, даем украинские права. Мент вертит их в руках и такой: “О! Украина!”. Говорит: “Идем к нашей машине”. Второй мент показывает радар, на котором ничерта не понятно. Говорят — тут 50, а вы 65 рулите. Делаю грустное лицо. Говорю, вон там за кустами не заметил как в населенный пункт то заехал. Пока это все происходит, вижу, что мент зашел в настройки радара и стирает данные. Произносит “Украина — Кличко”. Я в ответ киваю: “Кличко, Кличко”. Обижено возвращает документы и бормочет что-то в духе “Едь себе с богом”. Короче говоря — пронесло.

Первый интересный населенный пункт — Херцег Нови. Город уютный, но нам нет времени останавливаться. Проехав еще немного попадаем в Боко-Которскую бухту. Это одно из самых прекраснейших мест как по мне. Делаем завтрак на капоте, перекусываем и едем дальше.

Для ускорения процесса проезда бухты есть паром, который стоит 4 евро и идет он 10-15 минут с загрузкой-выгрузкой. Мы решаем проехать бухту по кругу, а на обратном пути взять паром.

Бухта необычайно красива. Похоже, что за 10 лет все же основную часть дороги расширили и сделали довольно приличное покрытие.

Однако, все равно есть участок с ооооочень узкими дорогами, даже улочками, где дома стоят так близко к воде, что проехать сможет только одна машина. Поэтому этот кусок проезжается очень медленно, но это того стоит.

Останавливаемся, даем украинские права. Мент вертит их в руках и такой: “О! Украина!”. Говорит: “Идем к нашей машине”. Второй мент показывает радар, на котором ничерта не понятно. Говорят — тут 50, а вы 65 рулите. Делаю грустное лицо. Говорю, вон там за кустами не заметил как в населенный пункт то заехал. Пока это все происходит, вижу, что мент зашел в настройки радара и стирает данные. Произносит “Украина — Кличко”. Я в ответ киваю: “Кличко, Кличко”. Обижено возвращает документы и бормочет что-то в духе “Едь себе с богом”. Короче говоря — пронесло.

Ссылка на основную публикацию