Поездка из России в Армению на машине: личный опыт

Сообщества › Драйвер-Путешественник › Блог › Путешествие в Армению на автомобиле

О Армения…
Я ее себе совсем по-другому представлял. В моих мыслях я почему-то представлял ее как что-то очень похожее на Грузию, но победней с кучей злобных Армян. Ну и даже мысли были : а стоит туда вообще ехать или нет? Подогревало сомнения, то что при въезде нужно заморачиваться со страховкой ОСАГО и оформлением временного ввоза ТС с пошлиной. Но я решился и ни разу не пожалел. Тут красиво, интересно, необычно (для меня, по крайней мере), дешево, а главное люди тут хорошие, не такие как в армянских диаспорах в России.
Чтоб избежать хлопот на границе советую заранее застраховаться онлайн. Там есть такое же ЕОСАГО, как у нас, только оформляется вообще без малейшего затыка. Страховку делал на сайте Инго-Армения (дочка Ингосстраха). Страховка на 10 дней вышла всего 370р.
От Тбилиси до границы в Багратишен — рукой подать — всего 70км. На границе народу не было, вот единственное, что временный ввоз оформляется довольно долго. Но в сумме провели на границе около часа. Временный ввоз с оформлением обошелся в 14000драмм, что на наши составляет 1750р. Русские рубли с удовольствием берут по нормальному курсу, но в случае чего на границе стоит банкомат.
Рубли кстати, тут во многих местах не против брать, и считали всегда ровно по курсу 8 к 1 без копеек. Что я заметил, так это то, что после границы все время едешь вверх почти без спусков вниз и дорога из ущельной, низинной мало помалу превращается в дорогу на Армянском нагорье. Т.е. горы вдруг становятся плоскими, и ты едешь по относительно ровному нагорью на высоте 1500-2000м над уровнем моря. Для сравнения, Тбилиси расположен на высоте 400м над уровнем моря.

Кульминацией перехода на нагорье был выезд к Севану. Поднимаешься, поднимаешься по серпантину и выезжаешь на почти равнинную поверхность у Севана, высота которого 1896м над уровнем моря. Переход для меня был очень неожиданным.

Возле берега начинаются ресторанчики. По рекомендации с одного сайта мы заехали в ресторан Колетте. Очень недорогое и вкусное заведение. С удовольствием взяли у нас рубли.
Одна из главных достопримечательностей на Севане: монастырь Севанаванк, находящийся на полуострове. У него интересная история, красивая архитектура и отличные виды сверху.

Снизу под монастырем, есть всякие зоны отдыха и пляж.
Севан красив и чист, в нем очень приятно купаться. По температуре вода была примерно как в Волге — около 20 градусов, вода прозрачней, чем в Черном море.

Ну а сразу после Севанаванка у нас пропало сцепление и мы с горем пополам поехали в Ереван без остановок на третьей передаче, благо гор по пути нет совсем — этож нагорье…
На следующий день после временного приведения в чувства сцепления мы поехали смотреть на Арарат. Говорят лучшее для этого место — монастырь Хор Вирап. Арарат конечно красив, но был в дымке. Что неудивительно : несмотря на большую высотность местности жара стояла все дни 37°-38°С. Места на самом деле красивые, а исторические справки натыканные у каждой достопримечательности — интересные. А достопримечательности тут стоящие, как-никак Армения — первое в мире государство, принявшее христианство, поэтому тут очень много древнейших храмов.

После Хор Вирапа мы поехали в Гарни и Гегард.
Поехали коротким путем по безлюдной дороге, но вокруг были такие красоты…

Гарни — это языческий храм 1в н.э. сооружение для тех времен довольно колоссальное, хоть и было воссоздано по кирпичикам после землетрясения, но большинство кирпичиков — тех самых аутентичных. А еще от сюда простираются чудесные виды.

Гегард — полупещерный православный монастырь 4го в н.э. Очень хорошо сохранился и в большинство своем аутентичный — он меня восхитил, фото не передают и капли его красоты. Внутри просто только естественно освещение из отверстий в потолке и свечи. Снаружи находится малая часть храма, большая часть — внутри горы.

Один день посвятили шатанию по Еревану. Центр города совсем не большой. За день его легко обойти. Но смотреть особо нечего. Тут есть :
— Каскадный комплекс — штука красивая, но недостроенная.
— Парк Победы с мемориальным комплексом Мать Армения
— Местный Арбат, идущий через полгорода по диагонали, называется Северный проспект
— Площадь республики вечером
— Собор Григория просветителя

Zod1ak › Blog › Технический пост — едем в Грузию и Армению на машине. Полезные советы.

ИНФОРМАЦИЯ АКТУАЛЬНА НА 2019 год.

Данная запись для тех, кому лень читать художественную часть рассказа, а нужно просто узнать: как перейти границу, что посмотреть, где поесть, где жить и т.д. Эти вопросы мне задают в личку очень часто. В общем, делюсь всем, что знаю о Грузии и Армении, а так же немного информации о “доездинге” до границы.
Получилось что-то вроде чек-листа. Никаких розовых соплей по поводу красивых видов, никаких сисек и девок в трусах, только информация по делу!

Ну а кому хочется почитать поподробнее, то милости прошу в мой блог.

О вариантах проезда до границы с Грузией писал тут:
www.drive2.ru/b/477324112092463428/
Вариант №1 — Через Минеральные Воды.
Вариант №2 — Через Моздок.
Вариант №3 — Через Прохладный.

Попробовать Калмыцких яств можно в кафе Маяк, не доезжая 100 км до Элисты (поворот на поселок Кетченеры). Вот координаты кафе. Недорого и вкусно кормят. Теперь мы там постоянно останавливаемся, если едем по этой дороге.

Последняя заправка перед границей находится перед в поселке Чми (немного недоезжая Нижнего Ларса и Верхнего Ларса), называется “Стандарт”. Вот тут писал про нее: www.drive2.ru/b/3183888/

На всякий случай:
телефоны доверия по республике Северная Осетия – Алания:
МВД по Республике Северная Осетия – Алания
Дежурная часть: 8 8672 59-46-00.
Единый телефон доверия МВД по РСО-Алания: 8 8672 59-46-99.

Управление ГИБДД МВД по Республике Северная Осетия – Алания
Дежурная часть: 8 8672 52-25-92; 8 8672 59-28-28.
Телефон доверия: 8 8672 59-46-99.

1. Переход границы.

Нельзя переходить границу со стороны Южной Осетии и Абхазии. Обратите внимание, что в Грузии действует закон «Об оккупированных территориях» от 23 октября 2008 года, предусматривающий уголовное наказание для иностранных граждан и лиц без гражданства за въезд в Абхазию и Южную Осетию не с территории Грузии. В данный момент заменено на штраф.
Так же, если вы из Грузии домой поедете через Абхазию, то это — билет в один конец.
Единственный легитимный переход границы в Грузию со стороны Российской Федерации — КПП Верхний Ларс. На сайте Верхнего Ларса можно узнать много информации о нем на данный момент: погоду, актуальную информацию и последние новости связанные с работой КПП, а так же фото с камер, которые расположены на КПП. Ссылка — vlars.ru

Подробно про процесс перехода границы писал тут:
www.drive2.ru/b/3168977/

Переход границы может пройти легко, а может и не очень. Переход со стороны России (КПП Верхний Ларс- КПП Дариали) всегда проходит без проблем и достаточно быстро. Проход в Грузию через КПП Ниноцминда (со стороны Армении) проходил намного хуже, хоть и потока машин там нет совсем. О проблемах во время перехода данного КПП писал тут: www.drive2.ru/b/478858205691117760/

Для тех кто едет с неоформленным ГБО, сообщаю — про ГБО меня ниразу никто не спросил при переходе границы ни с наши пограничники, ни с грузинскойармянской стороны. Так что езжайте смело.

Бензин в канистре в Грузию ввозить нельзя. Штраф 1000 лари (25 000 руб.), но обычно на это закрывают глаза. Один знакомый провез полную канистру прямо на экспедиционном багажнике. Решайте сами везти или нет канистры с бензином.

Алкоголь можно провезти не более 3 литров на человека. Если найдут либо доплачивать, либо конфискация. По факту много кто везут на свой страх и риск намного больше алкоголя. Сам последний раз спрятал виноконьяк в запаске и ящике под сидением переднего пассажира и прокатило. А вот в 2016 году, перед нами народ обыскивали русские пограничники очень тщательно, выворачивали все сумки. Или вот еще случай —
машину odmin4eg направили на рентген, перелимит алкоголя нашли. Пришлось “договариваться”. Так что везти много вина или нет, решать вам.

2. Документы для прохождения границы.

Водитель автомобиля ОБЯЗАТЕЛЬНО должен при себе иметь:
— Загранпаспорт. Срок действия загранпаспорта должен быть не менее 3 месяцев на момент выезда из страны. Важно, чтобы в документе не было отметок о том, что вы ранее бывали в Абхазии или Южной Осетии. Россиянину, в загранпаспорте которого найдут печати абхазских пограничников, грозит арест. (к счастью не проверял).
— Водительское удостоверение (российского или международного образца). Важное условие: данные водителя должны быть продублированы в документе на латинице
— Свидетельство о регистрации транспортного средства (СОР)
Все пассажиры должны иметь действительный загранпаспорт. Срок действия загранпаспорта должен быть не менее 3 месяцев на момент выезда из Грузии.

Виза для посещения Грузии не требуется. Между государствами действует безвизовый режим, который позволяет россиянам приезжать на срок до 90 дней без специальных разрешений.

3. Страховка
ОСАГО в Грузии нет. Страховку на автомобиль оформлять не нужно!
UPD 2019.01.06
С мая 2018 года ввели страховку на авто для туристов. Ее стоимость на 15 дней — 30 лари (700-750 руб.). Застраховаться можно:
1. Заранее на сайте *ССЫЛКА*. Рекомендую сделать это заранее.
2. После КПП Дариали (в киосках), но выйдет вам это дороже, так как это не официальный пункт страхования. Карты не принимают, курс обмена рублей на лыри высокий. Лучше не страховать тут.
3. Официальный пункт страхования находится после Казбеги, если ехать в сторону Крестового перевала. Увидите зеленый знак с логотипом и надписью страховка, смело поворачивайте направо, проезжаете шлагбаум и страхуйтесь без комиссии. Можно оплатить картой.

Можно совсем не страховаться! Страховку никто не спрашивает, но при выезде из Грузии вам придется заплатить штраф 100 лари (

2600 руб.). Так что делать так не советую.

Перед поездкой рекомендую застраховать жизнь на время пребывания в Грузии, да и машину тоже можно. Мы недорого страхуемся вот тут: cherehapa.ru

4. Деньги.
Национальная валюта — грузинский лари.
Рубли или не принимают, или принимают по невыгодному курсу.
Много где можно расплатиться пластиковыми картами.
В банкоматах можно снять рубли, лари и доллары по хорошему курсу с комиссией 100 руб за одно снятие (карты Сбербанка) или совсем без комиссии, если это предусмотрено банком эмитентом карты. Например, с моей карты “Польза” можно снять без комиссии 5 раз в месяц.

Самый оптимальный вариант для Грузии — везти основную массу денежных средств на карте. Можно взять немного наличных, чтобы в Казбеги обменять для посещения ресторана. Хотя можно просто снять с банкомата в том же Казбеги, так как все равно будете проезжать мимо liberty bank.

5. Заправки
Процесс заправки несколько иной в Грузии. Не выходя из машины, заправщику говорите, сколько вам заправить литров (либо на сколько денег) и какое топливо. Далее вас заправляют, потом уже платите картой или наличкой. Терминал поднесут прямо к окну авто.

Бензином лучше заправляться на заправках. Lukoil, Rompetrol, Gulf.
Местные не рекомендуют заправляться на азербайджанских заправках SOCAR.
UPD 2019.01.06
Много раз заправлялся на заправках SOCAR, в том числе и в Азербайджане. Проблем не было!

Информация для тех, кто ездит на газу !
Если на заправке написано GAS, то скорее всего это метан. Именно на нем ездят грузины. Вам нужен сжиженный газ (пропан-бутан), он обозначается LPG. Иногда кустарные заправки пишут просто “РУССКИЙ ГАЗ”. Заправок с пропан-бутаном очень мало. В целом заправляться в Грузии сжиженным газом нет смысла, он стоит почти как 92 бензин. Поэтому газом я заправился только на всякий случай, когда поехал в Местию (заправка Socar, в районе Зугдиди). Не знал, много ли заправок будет по дороге… Оказалось в Местии тоже есть газ на заправке Socar. Вот координаты заправки в Местии.

UPD 2017.08.01
Нашел одно место, с дешевым газом в Батуми. Заправка называется GOLD GAS. Адрес заправки: Batumi, Bagrationi St. 131 и ориентировочные координаты заправки в гугле. На ней литр газа стоит 1,2 лари , когда везде он 1,6-1,7 лари.

UPD 2019.01.06
С притоком Русских туристов, LPG заправок становится все больше. Это радует 🙂

Виды топлива с расшифровкой и ценой (лето 2017 года):
Euro Regular (92 бензин) — 2,00 лари (50 руб.)
Premium (95 бензин) — 2,20 лари (55 руб.)
Super (98 бензин) — 2,35 лари (58,75 руб.)
LPG (Сжиженный газ пропан)

1,6 лари (40 руб.)
GAS (Метан) — 1,2 лари (30 руб)
Diesel (Солярка) — 1,99 лари (50 руб.)
Diesel Euro (Солярка ) — 2,02 лари (50,5 руб.)

6. Полиция, штрафы, ПДД

Насколько я понял, что грузинским полицейским дана установка не трогать туристов. В отличии от наших гаишников они не шкурят народ, а реально занимаются делом. За те 2 раза, когда я был в Грузии меня остановили один раз и то по ошибке. Когда полицейский увидел российские номера, сразу же отпустил без осмотра документов.
Правила лучше не нарушать (разметка, сплошная). Особенно ближе к цивилизации (Батуми или Тбилиси). У полицейских связь с камерами прямо в их авто. Не удивляйтесь, если пересекли сплошную и вас через 3 км догнала полицейская машина. Вам покажут кино и выпишут штраф. ВЗЯТОК давать не пытайтесь, тогда точно будут проблемы.
За превышение скорости штрафы с камер не приходят в РФ. Тут смотрите сами.
Тонировка разрешена только задней полусферы. Ремень пристегивать обязательно.
С 2018 года должна быть введена бальная система в Грузии. За каждое нарушение снимают баллы, пока они не обносятся. Дальше пересдача. Как это отразится на автолюбителях непонятно.
Вот тут можно посмотреть перечень нарушений и размер штрафа за них в лари и другую полезную информацию о дорожном движении в Грузии.

UPD 2019.01.06
Впервые оштрафовали в Грузии за включенную светодиодную балку на крыше. Процесс проходит быстро и безболезненно. Представились, объяснили мои права и обязанности, что нарушил, сколько штраф и даже где его можно оплатить. Весь процесс занял 5-10 минут. На руки выдают чек, с ним нужно идти в любой банк для оплаты. Нашем гаишникам поучится нужно, если честно.

7. Грузинская кухня

Много писал про еду, а также хит-парад ресторанов Батуми тут:
www.drive2.ru/b/3195710/

В Тбилиси не акцентировал внимание на еде.
В целом в Грузии стабильное качество пищи в заведениях. Практически везде вкусно и недорого.

8. Что посмотреть в Грузии?

По моему мнению в Грузии нужно побывать как минимум в 3 местах: Батуми, Тбилиси и Ушгули. БоржомиБакуриани по желанию.

Один из самых часто задаваемых вопросов через личные сообщения — это контакты по жилью в Грузии. Второй раз я сотрудничал с Анной по аренде апартаментов. В этом году я арендовал у нее апартаменты не только в Батуми, а еще и в Тбилиси и Бакуриани. Так как я с Анной договаривался напрямую, без сайтов посредников (букинг, островок), цена была ниже. Мне очень понравилось сотрудничать с Анной, все вопросы решались оперативно + она всегда на связи (телефон и viber). Именно она нас предупредила о закрытии батумского тоннеля, а то проторчали бы всю ночь около него 🙂 Не один десяток человек с драйва я отправил к ней и насколько я знаю, все остались довольны. Напишите в комментариях, так ли это?
С Анной мы договорились, что все, кто пришел от меня с драйва, получает скидку на аренду апартаментов по кодовому слову “Дядя Стас”. Естественно я с этого ничего не имею, а моим читателямподписчикам приятно 🙂
Вот контакты Анны:
почта — anujta1902@mail.ru
телефон (viber) — +79214207162
drive2 — AnnaGruziy
Ниже смотрите фото и описание апартаментов.

Батуми
Апартаменты находятся на 19 этаже в апарт-отеле ORBI или, по простому, в “волне”. Так прозвали этот отель из-за волнистого фасада. Находится он прямо напротив набережной, до моря 5 минут пешком через дорогу. Вид из номера — это его главный козырь 🙂 В номере хороший ремонт, кухня с посудой, холодильник, кондиционер, стиральная машина, wi-fi и другие прелести цивилизации. Вокруг отеля большая парковка, но мест не всегда хватает на всех. Но если дать небольшую денюжку охраннику, то он будет вас пускать на хорошие охраняемые места и место ваше никогда не займут. Хотя можно даже без денюжки, а просто душевно поговорить с человеком, у меня именно так прокатило 🙂

По свету на колёсах

Блог Алены Медведевой

Поездка в Армению самостоятельно – все, что нужно знать

Содержание:

Поездка в Армению самостоятельно – какие подводные камни вас ждут? Стоит ли ехать? Что посмотреть? Не только в Ереване, потому что столица – далеко не вся страна. Поездка в Армению вам понравится, если:

  • Вы любите горы. Не острые заснеженные пики, а спокойные, пологие, зеленые весной и желтые летом.
  • Вы любому баклажану предпочтете шашлык. Потому что таких вкусных шашлыков, как во время поездки в Армению, мы не ели нигде.
  • Вы любите не только современные города, но и историю, древние монастыри и многовековые кладбища.
  • Вы предпочитаете увидеть много мест за короткий промежуток времени, а не провести неделю в одном городе (пусть даже и столице).
  • Вы хотите съездить за границу и не иметь проблем с общением.
  • Вы любите общаться с новыми людьми, которые готовы делиться с вами историей своей страны и готовы вести долгие разговоры «за жизнь».
  • Вам непринципиально наличие моря. Моря в Армении нет. Зато есть озеро Севан.
  • Вы любите коньяк или вино и не против по вечерам выпить бокал-другой.
Читайте также:  Поездка из России в Азербайджан на машине: личный опыт

Мы с удовольствием отправились бы в поездку по Армении еще раз (увидеть успели, к сожалению, не все). И в этом посте и себе на будущее и вам постараемся рассказать как можно больше полезной информации.

Поездка в Армению – когда ехать?

Все путеводители советуют отправляться в Армению поздней весной или ранней осенью. Летом, дескать, слишком жарко. Все. На этом вся информация о лучшем сезоне для отдыха в Армении заканчивается. Но мы свято уверены, что в Армении хорошо круглогодично (возликуйте те, у кого отпуск в «путеводительские» месяцы не укладывается).

Весна в Армению приходит сначала в низменные районы, в марте в Ереване температура частенько поднимается выше 10 градусов. Март или начало апреля – отличное время для знакомства с Ереваном и окрестностями. А окрестности Еревана зачетные.

Советуем прочитать: Окрестности Еревана И 9 хостелов и отелей в самом центре Еревана по доступным ценам Весной вы гарантировано увидите вершину Арарата (прекрасно видно и из Еревана, а еще лучше от монастыря Хор Вирап). Летом – дело случая и везения. Нам повезло, мы увидели вершину в августе.

Если вы отправляетесь в поездку в Армению в апреле, готовьтесь к тому, что могут идти проливные дожди. Зато утром и вечером солнце будет греть вас, как на южном море. А в мае температура воздуха доходит до 30 градусов. Летом в Армении жарко (до 40 градусов), но воздух сухой и поэтому высокая температура переносится относительно нормально.

Если вы решите забраться в горы, то и утром и вечером будьте готовы к тому, что будет довольно прохладно даже в августе.

Май и сентябрь в Армении – начало и концовка лета. Самые комфортные месяцы для отдыха. Начиная с осени и до конца апреля в Армению едут кататься на лыжах (главный лыжный курорт страны – Цахкадзор).

Путешествие по Армении – нужен ли загранпаспорт?

Нужен. Если в Белоруссию, Казахстан и пр. страны бывшего СССР можно въехать по внутреннему паспорту, то для знакомства с Арменией у вас потребуют загранник. Зато въезд для российских туристов возможен без визы .

Поездка в Армению — с чего начинать знакомство

Большинство туристов, которых интересует только Армения, и нет времени на долгую дорогу, открывают Армению с Еревана. Потому что именно туда летят все самолеты. Ереван странный город. Совершенно новый, чистый. Но, как показал наш личный опыт, эта новодельность, в сравнении со всей остальной Арменией, впечатляет далеко не всех.

Хотя посмотреть в Ереване есть на что. На прогулки по городу советуем отводить дня два. Тогда вы успеете и по улицам погулять, и в музеи зайти (обязательные к посещению – музей геноцида армян и Матенадарам). Официальный сайт музеев в Ереване: https://www.yerevan.am/ru/allmuseums/museums-of-yerevan.

Мы приехали в Армению на машине и до Еревана успели увидеть монастыри Макараванк, Агарцин и Айрованк, заехать в Берд (городок ни о чем, как оказалось), Дилижан, проехаться вдоль Севана (и переночевать на его берегу), погулять по кладбищу хачкаров, познакомиться с орлами, заглянуть в караван-сарай, едва не погибнуть у крепости Смбатаберд, оценить Татев, погулять по улицам пещерного города Хндзореск… Много чего успели.

Советуем почитать: Поездка из Грузии в Армению – часть пятая За все время пребывания в Армении мы успели увидеть 10 монастырей и 5 городов (Ереван, Дилижан, Берд, Эчмиадзин, Гюмри).

Самостоятельная поездка в Армению – на чем добираться

Попасть в Армению машине можно из Грузии или Ирана. Из Азербайджана или Турции в Армению не попасть. Все границы наглухо перекрыты и тщательно стерегутся. Скорее всего, очень надолго, если не навсегда.

Попасть в Армению из России можно и на маршрутке или такси маршрутом «Владикавказ – Тбилиси – Ереван». Не для слабонервных.

И поезда никто не отменял, например из Тбилиси в Ереван они ходят бесперебойно.

Но путешествие в Армению на машине или любом наземном транспорте требует времени. Те, у кого времени мало, летят самолетами. Цены на перелет из своего города в Ереван на интересующую дату можете посмотреть в форме ниже (имейте в виду, чем раньше покупаете билет, тем дешевле он будет):

Более подробно о наших перемещениях и том, что можно посмотреть во время поездки в Армению, можно прочесть здесь: Все статьи о нашей поездке в Армению

Поездка в Армению – ищем информационные пункты

С приобретением карты страны и наличием инфопунктов в Армении очень грустно. Нормальная карта Армении была куплена нами в книжном магазине Еревана (в том же здании, где и МИД Армении) на центральной площади. В Дилижане карту, как не искали, найти не смогли. Офисов «info» вообще не заметили.

В Армению на машине – заправки, парковки, дороги

При въезде в Армению на границе с Грузией нужно оформить страховку ОСАГО на автомобиль (на наш Рено-Дастер она стоила 6700 драм). Вообще, если едете в Армению на машине, то на границе стоит запастись терпением. Тут никто никуда не торопится, машин масса, все как-то хаотично и не сразу понятно. Но без этого никак. Точнее, как – самолетом в Ереван.

По сравнению с другими закавказскими республиками с топливом в Армении дела обстоят хуже. Да и цена здесь самая высокая. Нормальных брендовых заправок за пределами Еревана мало. И встречаются они на трассе не так чтобы уже часто, хотя во всех городках можно найти что-нибудь приличное. А вот в сельской местности заправки у автопутешественников могут вызвать ужас. В лучшем случае это будет заправка «контейнерного типа». Могут топливо продавать прямо из автоцистерны. А еще встречаются будки, напоминающие газетные киоски или будки сапожников, в которых продают бензин, разлитый по пятилитровым пластиковым бутылкам.

Качество топлива тоже не самое лучшее. Для советских Москвичей, Жигулей, Волг и УАЗиков, коих здесь великое множество, это топливо вполне приемлемо. А вот для современные автомобили, которые зачастую весьма привередливы к качеству бензина, а тем более дизеля, заправлять рекомендуется на только «брендированных» АЗС. Так что как только увидели хорошую заправку, заливайте до полного бака. Даже если у вас еще пол бака осталось.

Зато довольно распространены газовые заправки, ибо место население массово переводит автомобили на газ, как более дешевое топливо.

За пределами Еревана, в большинстве случаев, оплата за бензин возможна только наличными деньгами, из рук в руки, без чеков, а налить его вам могут из обычной канистры (что там налито – одному богу известно). Если заправляетесь не из канистры, то внимательно следите за счетчиком в процессе залива. Могут по доброте душевной слегка недолить.

Никаких «елочек» и прочих мест отдыха на армянских трассах мы не заметили.

Парковки в центре Еревана платные, стоит 100 драм, и оплата происходит через СМС. Но мы по Еревану гуляли ногами и ничего про особенности оплаты не знаем. К сожалению. Или к счастью?

У многих достопримечательностей Армении (особенно у монастырей) парковать машину можно бесплатно, но при выезде суровые дяденьки могут попросить до 200 драм. Насколько законны их требования неизвестно. Мы оказались еще суровее, чем они, и уехали из Нораванка, не заплатив. Потому что знаков платной парковки нет и табличек с расценками тоже нет.

Езда в Армении спокойнее, чем в Грузии, но тоже с сильным кавказским акцентом. Могут и подрезать и побибикать. Уважения к пешеходам нет нигде. Зато здесь такое раздолье советсткого автопрома…. Сплошные белые шестерки и копейки. И еще Нивы – любимая машина сельских жителей. Тоже белые, с тонированными стеклами. Разве что Ереван – исключение. И еще в Армении нет сбора металлолома, поэтому из пришедших в негодность машин делают вот такие заборы:

Качество центральных автотрасс вполне удовлетворительное. Нет, это конечно не немецкие автобаны, но асфальт ровный и без ям. Хотя магистральных дорог, с 4 полосами и ограничением скорости в 110 км/ч здесь пока нет. А вот дороги местного значения в Армении значительно хуже и, зачастую, вообще без покрытия. Планируя путешествие по Армении на машине к этому нужно быть готовым заранее. Даже к такой всемирно известной достопримечательности, как Татевский монастырь, не вся дорога заасфальтирована. Последние несколько километров приходится ехать по крутому серпантину с гравийным покрытием. К некоторым городам, причем не самым маленьким (например Берд) тоже ведут грунтовые грейдеры, по которым сложно ехать со скоростью выше 40 км/ч.

Поездка в Армению – сколько брать денег

Если вас интересует денежная тема, то советуем прочитать наш пост: Сколько стоила наша поездка в Грузию и Армению

Поездка в Армению – интернет и сим-карты

Сим карту покупали у оператора Orange. За 1000 драм (менее 150 руб) получил интернет на неделю и недорогие звонки по Армении и в Россию. На счет (для звонков) сразу легло 500 драм. 500 драм стоил интернет 3 G. В городах со связью проблем не было. А вот в горах связь чаще отсутствовала.

В Ереване работают все российские операторы и связь -4G.

Обмен валюты и возможности оплаты

Отделения банков с обменом валюты есть в крупных супермаркетах. Меняют валюту, как и везде – по паспорту.

Банковские карты к оплате принимают далеко не везде, в основном расчет производится наличкой. Так что при поездке по Армении, особенно в маленьким населенных пунктах, желательно иметь запас наличных денег.

Жилье в Армении

В Армении лучше всего останавливаться в хостелах или гостевых домах (так же, как и в Грузии). И в отелях, и в хостелах кондиционеры до сих пор — редкость. Даже в дорогих отелях (почитайте отзывы), кондиционера может не быть. Зато в хостелах вы легко найдете компанию для вечернего коньяка или вина с арбузом.

Квартиры в Армении бронировать не советуем – выйдет дороже, а дольше двух ночей в одном месте в этой стране задерживаться не интересно.

За две ночи в хостеле, находящемся в центре Еревана мы отдали 20 000 драм (около 39 евро). Отели в среднем стоят от 20 000 драм за ночь.

Сравнить стоимость хостелов и отелей Армении вы можете здесь, вбив в поисковую строчку название города:

Машина из Армении: стоит ли брать? Личный опыт

Что вас ждет при покупке автомобиля в Армении? Стоит ли ехать за автомобилем в такую даль? Корреспондент издания ZKO.KZ поехал в качестве второго водителя и узнал, с чем автолюбителям придется столкнуться при перегоне авто из Еревана в Уральск.

В Ереван мы собрались за компактным внедорожником «Mitsubishi Pajero IO». Наши товарищи – за седанами бизнес-класса. Но встречались и более оригинальные модели вроде «Camaro-Бамблби».

Лететь решили рейсом Оренбург – Ереван, потому что так было удобнее по датам и дешевле по деньгам. В четверг вечером мы наняли машину до Оренбурга, а ранним утром пятницы приземлились в московском аэропорту Шереметьево.

Рейс до Еревана мы ждали несколько часов. Была идея съездить на красную площадь, но в итоге просто побоялись опоздать на рейс и остались ждать. Обедать пришлось в аэропорту, поэтому будьте готовы к сверхвысоким ценам на еду и сувениры.

Примечательно, что ориентируемые надписи в аэропорту Шереметьево пишут на трех языках: русском, английском и китайском.

Из Москвы до Еревана летели 3 часа, поэтому каждый боролся со скукой как может.

При выходе с аэропорта повсюду стоят Яндекс-такси, и если вы знаете куда вам ехать, то не пропадете. О ночлеге лучше позаботиться заранее. И хотя местное население в большинстве своем открытые и добрые люди, доброта совсем не мешает попыткам заработать за счет туристов. В Ереване мы остановились в гостевом доме – сняли одну комнату на четверых человек. Она нам обошлась в 20 тысяч драм в сутки. 1 драм на июль 2019 года равен 0.81 тенге. То есть номер обошелся нам в 16 200 тенге или по 4050 тенге с человека.

В субботу утром мы отправились на авторынок. Рекомендую запастись кремом от загара, поскольку даже если погода покажется вам не сильно жаркой, вы можете обгореть. Это особенность местного климата.

Прежде чем ехать, лучше определиться, какую машину вы хотите, потому как выбор очень большой. Но тут дело вкуса и состояния машины. В нашем случае тот, кто ехал за «Toyota Camry», по итогу приобрел «Kia Optima».

Авторынок больше напоминает стихийный и не блещет чистотой – повсюду лежат бутылки и мусор.

На точках продажи авто предусмотрены места, где можно перекусить, выпить кофе или купить воду. Вода здесь стоит в два раза дороже, чем в магазинах Еревана. Небольшой лайфхак: в Ереване вода чистая даже из-под крана. Более того, она вкуснее чем бутилированная, поэтому, чтобы не тратить денег, можно просто попросить персонал набрать вам воды в вашу тару.

Историю авто можно узнать, забив VIN-код машины в Google. Будьте осторожны, поскольку мы нашли очень много машин, на которых километраж был меньше, чем на этих же машинах на сайте аукционов, откуда их привозят. Пробег банально скручивали.

В Армении уже знают, что «Toyota Camry» для казахстанцев уже народный автомобиль, поэтому если вы соберетесь именно за этой машиной – берите толщиномер. Нам встречались «Camry» даже покрашенные кисточкой, но есть битые экземпляры с гораздо более качественной покраской. Без толщиномера очень трудно определить, крашеная она или нет.

На авторынке не было ощущения, что мы в Армении, поскольку повсюду ходили наши соотечественники.

Даже если учесть то, что в России большой выбор авто и цены на них лояльнее казахстанских, очень много россиян предпочитают приезжать за машинами в Ереван.

Интересно, что на авто клеят сведения о машине, номер телефона, но не цены. Это дает возможность выгодно сторговаться с продавцами. Отовсюду вокруг раздаются фразы: «Брат-жан, за сколько окончательно отдашь?».

В Армению ввозят очень много праворульных машин из Японии, поэтому продавцы перекидывают руль на левую сторону. При выборе такой машины есть нюансы, на которые нужно обращать внимание. К примеру, перекинуть педали тормоза можно с вакуумом и без. Во втором случае это недолговечно, и вы рискуете пострадать не только материально, но и физически на дороге. Повороты руля должны быть одинаковыми в обе стороны. Если все-таки решили брать машину с перекинутым рулем – заранее проконсультируйтесь со специалистами. Справедливости ради скажу: при осмотре машин из Японии складывалось ощущение, что они хранят машины в квартирах. Состояние салона и панели идеальное даже у машин, которым уже 20 лет.

В этот же день мы выбрали автомобили и оставили задаток. Он, как правило, составляет 100 долларов, плюс 50 долларов за перевод паспорта и временную прописку. На авторынке ходят люди и предлагают такие услуги. Цены на них разнятся от 50 до 100 долларов.

Когда мы поехали оформлять машину, по дороге в армянский АвтоЦОН, попали в огромную пробку из таких же счастливых покупателей, как мы.

На фото пример того, как люди паркуются в этих очередях. В основном так происходит потому, что очень много желающих влезть в середину. Все торопятся, злятся. Пожалуй, это самый нервный этап при покупке.

Пункт досмотра автомобиля. Без досмотра нельзя встать в очередь на оформление документов.

Сотрудник армянского АвтоЦОНа сверяет номер VIN-кода. А за ним стоит наша соотечественница – за машинами в Армению приезжают не только мужчины, но и женщины-водители.

Получив номер в электронной очереди, отправляемся оплачивать пошлины за техпаспорт и постановку на учет. Для постановки достаточно иметь на руках техпаспорт и временную прописку.

Сотрудница АвтоЦОНа помогает приезжим сориентироваться и правильно произвести оплату за постановку на учет.

За техпаспорт и постановку на учет мы заплатили около 18500 тенге. Если прибавить еще армянскую страховку и подномерники, то все вместе дотягивает до 100 долларов.

В АвтоЦОНе бешеные очереди. Нужно запастись терпением, чтобы выдержать этот шум и гвалт. А терпеть его придется несколько часов.

В самом здании есть столовая, где можно купить холодные напитки и поесть.

Тот, кто оформился после нас, раньше получил документы. Как это у него вышло – загадка.

Так выглядит армянский техпаспорт, латиницей указаны имя и адрес временной прописки в Армении.

Сделка окончена, и мы передаем оставшуюся сумму продавцу. Кто-то, как мы, делает это в машине, другие отдают деньги прямо на улице. При выезде оказалось, что стоянка была платная, и если нет чека, то нужно заплатить. Сумма небольшая, порядка 800 тенге, но осадок остался.

Читайте также:  Чувашия: главные города и достопримечательности

Теперь нас ждет 2000 километров до Уральска. Поехали через Грузию мини-колонной из двух «Kia Optima» и одного «Mitsubishi Pajero».

Бензин в Армении и Грузии дорогой: около 1 доллара за литр 95-го. Как шутят сами местные – чем ближе к Казахстану, тем дешевле. В Грузии купили покрышки по 100 долларов за комплект хорошей б/у, чинили кондиционер на одном из автомобилей. Грузинскую и российскую страховки тоже приобрели, на всякий случай. Как потом в пути рассказали случайные люди – российская страховка обходится в 2000 рублей, а штраф сотрудника ДПС – 400 рублей. И он дает тебе листочек, с которым ты 10 дней можешь ездить по России, пока не купишь страховку. Тоже своего рода лайфхак.

Если на обратном пути вы будете передвигаться на нескольких автомобилях, обязательно покупайте местные сим-карты или привезите с собой рации с большим диапазоном для связи. Из-за того, что мы торопились, пришлось ехать через Владикавказ ночью. Владикавказ – город на юге России. На трассе два автомобиля марки ВАЗ с непонятной целью пытались догнать и остановить одну из машин, которая отбилась от общей группы. К счастью, все обошлось, но имейте ввиду, что по ночам на российских дорогах не так уж и безопасно.

Ни на одной границе по пути домой нас не проверяли. Просто прогоняли машину через рентген. Поскольку хозяин «Mitsubishi Pajero» приобретал его для личного пользования, сказал, что снимать с учета его не получится, по «возрасту» машины, но налоги он сможет платить онлайн, да и с ТО проблем быть не должно.

Расходы участника перегона, который приобрел пятидверный «Mitsubishi Pajero IO» с перекинутым на левую сторону рулем:
1,5 млн. тг. – автомобиль, резина и аксессуары;
95 000 тг. – дорога из Уральска до Еревана;
80 000 тг. – проживание, питание, связь;
30 000 тг. – страховка в Армении, Грузии, России;
62 000 тг. – бензин из Еревана до Уральска.
Итого: 1 767 000 тенге.

Для интереса я посмотрел, сколько стоит такой же «Pajero IO» в Казахстане, и цена на такие же, но растаможенные авто, начиналась от 2,2 миллионов и заканчивалась 2,8 миллионами тенге. Поэтому даже с учетом поездки, хозяин «Pajero IO» прилично сэкономил. Стоит или не стоит приобретать авто с армянскими номерами решать, безусловно, вам. К тому же, текущие таможенные пошлины в Армении действительны до 1 января 2020 года, а после они будут исчисляться по нормам ЕАЭС.

Форум Винского

Поиск дешевых авиабилетов

Бронирование отелей, вилл, апартаментов

Аренда квартир, апартаментов, домов у собственников

Аренда автомобиля за границей и в России

Страховка арендованного авто

Страхование для туристов

Реклама на форуме Винского

Сайт Винского

  • Список форумовЭкс-СССР форумЗакавказье: Абхазия, Азербайджан, АрменияОтзывы о странах Закавказья
  • Изменить размер шрифта
  • Smartfeed
  • Блоги
  • Правила
  • Инструкции
  • FAQ
  • Галерея
  • Регистрация
  • Вход

Перегон авто из России в Армению

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Перегон авто из России в Армению

Артур20.04.80 » 13 мар 2018, 14:36

30.04.2016 – 06.05.2016.
Москва – Воронеж – Ростов − Ставропольский край – Нальчик – Владикавказ − Верхний Ларс – Степанцминда – Мцхета – Тбилиси – Марнеули – Садахло – Баграташен – Ванадзор – Дилижан – Севан – Раздан − Ереван − Арташат.

Идея о поездке возникла внезапно, до этого до Армении добирались исключительно по воздуху и ехать на машине даже в мыслях не крутилось.
А дело все в том, что по наследству от деда осталась жигули-шестерка гаражного хранения в идеальном состоянии с пробегом семьдесят тысяч. Пару лет до того, как пересел на иномарку, ездил на ней сам, а потом она колом встала в гараже. Продавать, сердце кровью обливалось, так как край-цена, за которую она бы ушла, − 35 000-40 000 руб.
И как-то, заехав в очередной раз к знакомому армянину Врежу, у которого ремонтировался, услышал такую фразу: «Такая машина в климате, как в Армении, еще сто лет проходит, да и ценится она там больше, чем иномарка». Тут и закралась в голову идея, которую все, кроме моего отца, восприняли, как нелепую: «А не отогнать ли шаху в Армению?»
Одному ехать было не резон,− не было опыта вождения на дальние расстояния, да и дорога мягко говоря нестандартная. Единственный, кто мог среагировать на это, как выясниться позже, безумное предложение− мой друг Дмитрий, который, хотя и не авантюрист, но любит попадать в разного рода неординарные ситуации. Теперь основными задачами являлись подготовка шахи к отъезду и убеждение жен, что это крайне необходимо.
Остается загадкой, как смог уболтать свою жену Дмитрий, мне-то попроще, ведь я армянин, лишний раз съездить на родину, родню повидать− дело нужное.
Итак, справка о снятии с учета транспортного средства, транзитные номера и страховка, два билета на рейс Ереван-Москва, по минимуму вещей с собой – ПОЕХАЛИ!

День первый.
Подготовились конкретно, взяли и видеорегистратор, и навигатор, но получилось все как обычно, непосредственно перед самим выездом обнаружили, чтобы воткнуть их в шаху нужен переходник, которого нет. Махнули рукой, дорогу сами найдем, регистратор на х..р не нужен, хотя было гораздо меньше проблем, если бы он был, но об этом позже.
Сначала ехали без пробок, в Ростове немного стопорнулись, в Ставропольском крае наткнулись на мотель у дороги “Белый Лебедь”, решили заночевать. Кто будет ехать мимо и нуждаться в ночлеге, рекомендую. Хорошие чистые номера с душем и телевизором, во дворе столовка. Все за приемлемые цены.
Выпили, закусили, переночевали, с утра позавтракали и поехали дальше.
День второй.
В Ставропольском крае первый раз остановили гаеры, проверили документы, без проблем отпустили.
На горизонте Кабардино-Балкария, такое впечатление, как будто идут боевые действия. Всюду блок-посты, мешки, омон в касках и бронежилетах. Тормознули, обыскали, пропустили через металлоискатель, проверили документы по базе, спросили куда едем по Кавказу на шахе с транзитными Подмосковными номерами, слегка удивились ответу, ухмыльнулись и пожелали счастливого пути. Несколько раз тормозили местные гаеры, спрашивали куда едем, с улыбкой отпускали.
В дали видим очередной блок-пост и вывеску «Северная Осетия», и тут начинается черная полоса.
Подбегает человек в ментовской форме, на удивление азиатской внешности, и запускает целый залп обрывочных фраз, типа:
− «Там был знак − Вы не остановились, я Вам махал и свистел − Вы не среагировали, скорость больше, чем надо и т.д.»
Сразу не смекнув, что к чему, мы спросили:
− «Какое правило мы нарушили?»
В ответ получили:
− «Если торопитесь, то давайте косарь, и езжайте дальше без проблем»
Ну мы:
− «Типа, дорого!»
Он:
− «Хотите споловинить?»
Мы:
− «Хотелось бы вообще вначале понять, что мы нарушили»
Он:
− «Ну, хрен с Вами жадные Москвичи, давайте пятьсот, совсем зажрались!»
Прошли паспортный контроль, металлоискатели, отдали пятихатку и со спокойной душой и мыслями – «Какая дружелюбная республика!», поехали дальше.
Не проехали и трех километров, тормозят гаеры и начинают предъявлять, что мы где-то там, при въезде в республику выехали на встречку, и что есть видеозапись с камер наблюдения, и у нас осталось буквально двадцать минут, чтобы заплатить 5 000 рублей, пока ее не привезли, а то заберут права. Казалось бы дешевый, лоховской развод, но мы почему-то повелись. Дмитрия пригласили в машину, я остался ждать на улице, как вдруг откуда-то из кустов выходит местный, с явной криминальной наружностью, и начинает метаться вокруг машины, нахваливать состояние, спрашивать год, пробег, куда и зачем едем.
Ну, я ему так, аккуратно:
− «Дядь, ты че хотел?»
А он в ответ с уголовным оскалом:
− «Вы до границы с Грузией не доедите, Вас зае..т. Впереди еще семь постов и на каждом Вас будут останавливать, и стрясать по четыре/пять рублей, да и на границе дое..тся. А я готов за скромное вознаграждение сопроводить Вас и провести через границу. За все про все прошу всего лишь 7 000 рублей»
Я ему с удивлением:
− «Да мы правила нарушать вроде бы не собираемся, документы в порядке, лишнего ничего не везем»
Он еще больше напрягся и гаркнул:
− «Это Вам не Москва, тут не обязательно нарушать, чтобы остановили и отняли деньги. Ну, так че, семь рублей и поехали.»
Ну, я грубить ему не стал, вежливо намекнул, что денег у нас нет, последние в настоящий момент гаеры отжимают, поэтому доедем сами.
Дмитрий отдал 4 500 рублей, мы договорились, что впредь при торможении будем отбиваться от ментов вместе и поехали дальше.
При въезде во Владик нас уже ждал стоящий по середине проезжей части, размахивающий палкой гаер. Тормозит, вылезаем и слышим, как выясняется, стандартный для приезжих текст:
− «Вы выехали на встречку, видеозапись сейчас привезут, давайте деньги, или заберем права»
И тут мы решили немного их прощупать, и пошли в атаку:
− «Что у Вас за республика такая, не успели проехать и десяти километров− обобрали до нитки: там пять отдали, там десять, ни метра без грабежа, даже на подступах взяли. В Армению едем пустые, пиво даже купить не на что! Вернемся в Москву, всем расскажем, что осетины конченные пид…сы!»
Засовывает руку в карман и отдает права:
− «Что, действительно обобрали до нитки? Мы не такие! Счастливого пути!»
Остается последний пост перед границей, естественно тормознули. Ну, мы по ранее отработанной схеме начинаем клоунаду, а он нас останавливает и говорит:
− «Дайте хотя бы пятьсот рублей, это последний пост! Здесь отдают все, даже пешеходы!»
− «Ни копейки нет вообще, все отняли!»
− «Ладно, я с Вас ничего не возьму, мы осетины порядочные. Кстати, с праздником Вас (была Пасха)! Вы не могли бы открыть багажник. А да, чуть не забыл, у Вас же есть огнетушитель и аптечка?»
− «Да, конечно есть!»
Открываем багажник, там четыре зимних колеса:
− «Вот здесь под колесами и огнетушитель и аптечка. Если надо разгружайте сами и смотрите»
Человек ходил, нудел минут сорок, потом утомился, махнул рукой и со словами: «Скажите там в Москве, что осетины хорошие», отпустил нас.
Прошли границу, въезжаем в свободную таможенную зону, а там нас ждут два гаера.
− «Показывайте огнетушитель и аптечку, или отправим обратно в город доукомплектовываться! Вы едете в горы, там очень опасно, без огнетушителя и аптечки никак!»
− «Сколько?»
− «Вам на последнем посту уже сказали – хотя бы пятьсот»
− «Последняя пятихатка, может триста?»
Протянул сдачу, пожелал счастливого пути.
Из-за долгой возни с осетинскими гаерами сбились с графика и очень поздно оказались на грузинской границе, прошли, правда, ее без проблем, всего лишь надо было заплатить за транзит по таксе, пару штампов в паспорт и все. Грузинские таможенники спросили про какую-то таможенную декларацию, которую должны были заполнить на осетинской таможне, и улыбаясь сказали, что в Армению нас скорее всего без нее не пустят. Мы подумали, что это грузинский юмор и поехали дальше. Тот, кто, катаясь по Краснодарскому краю, думал, что он знает, что такое серпантин, глубоко ошибается. По сравнению с Большой Военной Грузинской дорогой это детский сад, особенно, если едешь после захода солнца, так как там нет ни одного фонаря, редко попадается подобие отбойника, один за другим старые советские тоннели без освещения и кое-где еще снег. Кое-как спустились вниз, пробили три колеса, на одном даже диск погнули. Теперь оставалось найти Тбилиси, а после него дорогу на Армению.
Особенность грузинских дорог и, кстати, армянских тоже, заключается в отсутствии требуемого количества указателей, которые установлены почему-то только непосредственно при въезде в населенный пункт. После России очень сложно сориентироваться, когда едешь, не понимая куда и вдруг уже по факту натыкаешься на Степанцминду, Мцхету, Тбилиси (катаешься по нему три часа), Марнеули, Садахло и вдруг армянский погранпункт Баграташен.
Про Тбилиси хочется рассказать отдельно. Там есть две дороги: одна через центр города, вторая в объезд. Мы, как чересчур умные, поехали в объезд. В итоге потеряли два часа, на дороге ямы глубиной с машину, ехать желательно на тракторе. Кружили часа три по Тбилиси, почему-то никто из местных не знает ни русского языка, ни как проехать до границы с Арменией. На свой страх и риск тормознули местных гаеров. Те, на удивление, оказались очень дружелюбными ребятами, как могли говорили по-русски, сопроводили нас с мигалками до развязки на Марнеули, объяснили дорогу и уехали.
Доехали до Баграташена. Так все весело начиналось, без проблем прошли пограничный контроль. Погранец, проверяющий документы, когда узнал, что Дмитрий русский − минут двадцать советовал куда лучше съездить и что посмотреть. Дальше пошли на таможню оформлять машину, и тут выясняется, что не хватает одной бумажки, про которую говорили грузины. У меня даже не упало настроение, я ведь в Армении, сейчас обо всем договорюсь пять сек, но не тут-то было. Сделав и приняв определенное количество звонков, мы поняли, что остается два варианта:
• бросить тачку на таможне и идти со спокойной душой гулять;
• ехать обратно на российско-грузинскую границу и дооформлять машину как положено.
Первый вариант не прокатил, сказали что выпустят только обратно в сторону Грузии. Решили чуть отдохнуть, подремать в шахе на таможне.
День третий.
Поспали всего пару часов. Купили хлеб, сардельки и баклаху воды (на выходе из таможни есть палатка, ходи хоть каждые пять минут, никто не останавливает и не проверяет, можно даже алкоголь купить). Поели, умылись и в путь.
Прокатились по Тбилиси, красивый город. Глянули по светлоте на Большую Грузинскую Военную Дорогу, слегка охренели. Опять без проблем прошли грузинскую границу, приехали в Верхний Ларс.
Российские Погранцы увидели транзитные подмосковные номера, выдернули нас из общего потока, начали выяснять откуда, куда, зачем. Объяснили им ситуацию, они вообще не поняли, как мы смогли без документов выехать из России. Меня послали на таможню, у Дмитрия отняли права со словами пока он не придет с оформленными документами, не получишь.
Захожу на таможню, не протиснуться, толпа дальнобойщиков оформляет документы. У кого не спроси, никто ничего не знает, ответ стандартный «У нас по таксе все оплачено и само оформляется». Пытаясь понять, что вообще от меня нужно, метался минут двадцать по кабинетам. Везде, куда не сунься, смотрят стеклянными глазами и говорят: «С этим вопросом не ко мне».
Смотрю, стоит русский срочник. Подхожу и спрашиваю, где мне узнать какие документы оформить. А он мне говорит: «Иди лучше сразу к начальнику таможни, а то до утра здесь ходить будешь».
Захожу в кабинет, а там, на кровати начальник таможни, в форме и фуражке, храпака давит. Толкнул его, он охринел конечно, порычал чуток, но обещал помочь. Свел с каким-то типом, который сказал: «Иди в сторону России, там, на КПП спросишь «брокера»». Иду по запретке в сторону России, как объяснили, подходят часовые и спрашивают:
− «Ты кто такой и что тут делаешь?»
− «Брокера ищу»
− «Видишь через 100 метров газель, в ней сидит брокер. Только дай права для подстраховки, тут ходить гражданским вообще-то-то запрещено»
Залезаю в газель, там человек почему-то азиатской внешности с ноутбуком, спрашиваю его:
− «Ты брокер? Мне документы на машину оформить надо»
− «Давай два рубля и адрес, куда машина едет»
− «Я адрес точный не знаю»
− «Да, примерно, главное, чтобы названия города и улицы реальные были»
Дал ему два рубля, он мне в ответ флешку. Сказал: «Отдашь тому, кто ко мне прислал, он все сделает.
Иду обратно по запретке, на КПП, где забрали права, никого нет. Заглянул в окошко, вижу, на подоконнике куча прав лежит, втихорца дернул свои, пошел в здание таможни. Захожу опять к начальнику, мне прям с порога:
− «Опять ты, че тебе еще надо, затрахал уже, как домой к себе ходишь! Иди, как все, встань в очередь!»
На осетинской таможне понять, кто крайний, практически не возможно. У кого не спроси, никто ничего не знает, все по таксе зарядили и стоят ждут, когда им оформленные документы вернут. Ну, и я думал, что уже зарядил двуху брокеру, и туда все включено. Пытаюсь сдать документы, не берут, говорят: «Жди, пока дальнобойщиков оформим». А их, как муравьев в муравейнике, и на каждое наименование товара целая пачка документов. В общем, стоять до утра. Благо, подошел ко мне один старый осетин, какой-то блатной местный, который несколько фур сразу оформлял, и сказал: «Ты, если хочешь побыстрее пройти, надо в наглую переть напролом или давать бабло. Но имей ввиду, сейчас такую сумму объявят, что шаха у тебя золотой станет!»
Пришлось опять идти к начальнику таможни жаловаться, что у него на объекте процветает коррупция, а простому смертному двери во все кабинеты закрыты. Небольшое театральное выступление, в стиле, «я думал, что осетины хорошие …» и начальник таможни взвыл: «Оформите ему все, что он просит, он меня уже за…л». Ну, еще часа два местной бюрократии, и Дмитрий пошел забирать права.
Подъехали к грузинской границе, заплатили опять по таксе. Попался, правда, местный азер, увидел армянскую фамилию, не знал, как докопаться, сказал, что бензин в канистре провозить через границу нельзя. Залили ее в шаху, поехали дальше.
Приехали на армянскую таможню в Баграташен, часа два ругались с таможенниками из-за попытки вытянуть деньги. Ни копейки не дали, кое-как разрулили, попали наконец-то в Армению.
Остановились в первом попавшемся дворе в Ванадзоре, заночевали прямо в машине.
День четвертый.
С Ванадзора выехали рано утром. Протряслись по убитым дорогам вдоль молоканских деревень Лермонтово и Фиолетово, в Дилиджане тормознулись сфоткаться у памятника «Мимино», умылись в ледяных водах Севана, проехали Раздан. На подступах к Еревану открылась панорама на гору Арарат, которая очень впечатлила Дмитрия, своей красотой и Величием, как и всех, кто ее впервые видит. Приехали в Арташат, хряпнули «ораха» (местная виноградная самогонка), вырубились.
День пятый.
Утром будит дядя, надо ехать на таможню− растомаживать машину. Смысл единой таможенной зоны ЕАЭС не понятен, вся процедура старая.
На таможне опять стопор, Генеральная доверенность на машину не переведена на армянский язык. Хотели перевести сами, но нам сказали, что нужен официальный документ с печатью. Заказали через корешков в Ереване, пока ждали накидались «Киликией», освободились только вечером.
Встретились с двоюродным братом и его другом в Ереване. Гульнули, как положено, в ресторане в центре города с полным столом шашлыка, севанских раков, пива и ораха.
День шестой.
Съездили в Хор Вирап, поставили свечки. Вечером погуляли по Еревану, прокатились на метро, зашли в пару кафе.
День седьмой.
Приехали в Звартноц. На таможенном контроле у нас отобрали весь «орах», перелитый в бутылки из-под «Джермука». Полетели в Москву.

Читайте также:  Какие тариф и опции у МТС выбрать для поездки в Армению?

Поездка и путешествие по Армении на машине (2017)

Отчет об автопутешествии по Армении в 2017 году: достопримечательности Еревана, уникальная природа, монастыри, пещеры и канатная дорога.

Даты и цель поездки

Поездка была чисто туристической. Выбор пал на Армению, потому что были даты отпуска (со 2 мая по 6 мая 2017 года) и непогашенные баллы Аэрофлота. Слетать куда-то хотелось, а подходящие билеты нашлись только в Ереван.

Почему НЕ стоит брать машину в прокат в Армении?

Изначально мы планировали брать машину в аренду и покорять Армению самостоятельно. Даже озадачились и заранее подобрали компанию, которая готова дать в прокат автомобиль такому водителю, как я (мне всего 21, стаж вождения едва перевалил за год, а большинство прокатчиков ставят условия 22/2 минимум). Кстати, для особо рисковых, вот она: https://travelcar.am/rent-a-car-in-yerevan.

Для отказа от планов на путешествие без местного водителя хватило одной поездки от аэропорта до центра города. То, что армяне называют дорожным движением, я бы назвала броуновским — просто полный хаос. При повороте они даже не пытаются глянуть в зеркала заднего вида (да и не видно этих зеркал, все машины тонированы наглухо), ездят впритирку друг к другу, у доброй половины машин хоть один бампер да оторван.

Запрещающий сигнал светофора игнорируется в 90% случаев, а тем, кто все-таки остановился на красный, возмущенно сигналят, мол, “чего встал, давай, поехали!”. Но мой фаворит — Мерседес, срезавший круг против направления движения прямо на глазах у бдительной полиции.

Стандартная ситуация: машина проезжает на зеленый пешеходный

И это все в столице! За ее пределами все еще хуже, там еще и дороги местами такие, к которым не каждый русский привык. Плюс готовьтесь к пробкам в виде стада овец или коров.

Типичная армянская пробка: овцы преградили путь

Но это все было только “во-первых”. Что касается “во-вторых”, то лучше брать таксиста, а не просто машину, хотя бы потому, что львиную долю армянского колорита выдает именно местное население. И нет лучшего способа узнать и прочувствовать страну, чем проехаться по ней с настоящим армянским таксистом. Хитрые они, конечно, но при этом открытые, радушные и гораздо приятнее многих своих переехавших в Москву собратьев.

Что смотреть в Ереване?

Сразу скажу, в столице Армении смотреть особо нечего, в эту страну едут не города смотреть. Но все несколько интересных мест есть.

Коньячные заводы. Не заметить их невозможно: “Ной” и “Арарат” стоят напротив друг друга прямо на въезде в город и выглядят, как две воюющих крепости. Хотя, поговаривают, что это изначально был вообще один завод. И там, и там, проводятся экскурсии и дегустации.

“Ной” и “Арарат” лицом к лицу

Площадь Республики. Центральная площадь Еревана — круговое движение, окруженное историческими зданиями. Там и исторический музей, и здание Правительства, и почтамт, и главное сосредоточение ереванских таксистов.

Рынок ГУМ. “Мастхэв” для любителей сухофруктов, чурчхелы и прочих сладостей. Ими тут закормят до смерти на пробу, плюс впарят три килограмма, а вы потом не будете знать, как это все уместить в ручную кладь. Главное, не покупать сразу у входа: нитка чурчхелы у первой продавщицы стоила 2 тыс. драм, в глубинке — всего 1 тысячу. Обязательно пробуйте то, что дают, даже если считаете, что ненавидите сухофрукты. Я, с детства не переносящая изюм, чернослив и курагу, была в полном восторге от инжира, начиненного грецкими орехами и апельсином.

Армения — практически родина сухофруктов

Большой Каскад. Его нужно посетить, чтобы поставить галочку, ведь это строение из лестниц считается главной достопримечательностью Еревана. Оттуда действительно неплохой вид, но неработающие в мае фонтаны, незацветшие клумбы и неоконченное строительство впечатление немного подпортили.

Большой Каскад: вид снизу и сверху

Прогулки по городу. Чтобы составить впечатление о Ереване, достаточно побродить по нему пару часов. Сразу бросится в глаза южная архитектура со своими домами из розового туфа, количество белых и никаких других Нив (считается здесь престижной машиной), большое количество заброшек недалеко от центра и разукрашенные арки-въезды во дворы (их действительно очень много). Обязательный пункт программы — купить в палатке хачапури и съесть прямо на ходу. У нас таких не пекут.

Уютная ереванская улочка

Что посмотреть в окрестностях Еревана?

Осознав, что до заселения в хостел еще 4 часа, а почти весь Ереван мы уже обошли, было решено отправиться на площадь Республики и отправиться в забег по окрестным церквям. Первой на нашем маршруте была Церковь Святой Рипсимэ.

Церковь Святой Рипсимэ на фоне разреженного макового поля

Внутри армянские храмы и церкви друг от друга мало чем отличаются, но при этом определенно внушают какой-то трепет даже у убежденных атеистов.

Армянская церковь изнутри: собирательный образ

Следующая церковь, которую мы посетили — Святой Гаянэ. Здесь обитает крайне интересный персонаж — священник, раздающий всем желающим советы и пожелания, причем не совсем от балды, а будто реально что-то в людях сходу видит. И хотя большая часть все равно была в духе гороскопов, т.е. обобщенной и подходящей практически каждому, некоторые его советы было интересно послушать.

Церковь св. Гаянэ

Следующий пункт программы — монастырь Эчмиадзин. Местные зовут его армянским Ватиканом и не просто так: на территории находится не только сам монастырь, но и резиденция Католикоса (как Папа Римский, только Папа Армянский), библиотека теологической литературы и еще много чего. Из того, что больше всего понравилось — роспись самого монастыря.

Роспись монастыря Эчмиадзин

И последним пунктом нашей вылазки стал Звартноц, ради которого мы, собственно, и искали такси. Здесь нам, правда, крупно не повезло. Дело в том, что многие достопримечательности в окрестностях Еревана достопримечательны потому, что они стоят на фоне заснеженных вершин. А мы попали туда тогда, когда все горы скрылись за облаками. Но если в уме пририсовать Арарат сзади этих руин, то зрелище получится наикрасивейшее. И, кстати, первое место, за посещение которого взяли деньги.

Руины некогда трехэтажного храма Звартноц на фоне невидимого Арарата

Хор Вирап – Арени (город) – Нораванк – пещера Арени

Рано утром второго дня мы выдвинулись в путь. Изначально мы хотели разбить поездку на два дня:

Причем обе поездки с возвратом обратно. Но наш таксист убедил нас, что это нерационально. Он сказал, что лучше ехать просто с ночевкой в Татеве или его окрестностях и заглянуть по пути в еще целую кучу интересных мест, Например, ни про один из Арени мы не знали, а в Новаранк просто не собирались, а зря.

Первой остановкой был монастырь Хор Вирап — ключевая достопримечательность страны, герой почти всех сувенирных открыток и самая близкая точка к символу Армении, находящемуся на территории Турции. Арарат вообще оказался очень скрытным: целиком мы его увидели только с взлетной полосы, сидя в самолете. Все остальное время (а мы проезжали мимо него три раза) он показывался только кусками, и, говорят, это почти всегда так.

Монастырь Хор Вирап на фоне невидимого Арарата

Часть Арарата вышла в свет

Дальше шло два часа дороги: сначала по равнине, затем по серпантину с периодическими остановками на фотографии.

Майские маковые поля украшают любой пейзаж

Вторая остановка — Арени, город виноделов. Все эти палатки, которые можно увидеть на фото — это лавки, в которых продают вино собственного урожая. Делают это вино из чего только не: из вишни, ежевики, персиков, малины, граната, шелковицы и, как ни странно, винограда. Также делают коньяк и тутовку — водку из шелковицы, больше похожую на сербскую ракию.

Винные палатки вдоль дороги

В палатках проводят дегустацию, причем вино наливают в неожиданно чистые стаканы. А вот если решитесь купить вино (а оно очень вкусное), то стеклотары не ждите: продают его в бутылках из-под колы с крышкой, например, от фанты. В таких же бутылках рядом продают бензин — главное, не перепутать.

Следующий пункт культурной программы — Нораванк — первый двухэтажный монастырь в Армении. К нему ведет красивейшее ущелье, окрашенное глиной в красный цвет.

Красные горы вокруг Нораванка

На второй этаж можно даже подняться, но ступеньки в ширину короткие, нужно держаться за трос, а спускаться удобнее задом. Рядом с самим монастырем есть часовня и музей. В музей стоит сходить, там очень приятная женщина расскажет об истории монастыря, о жизни и творчестве его архитектора, а также о составе тех красок, что использовались в Эчмиадзине, и миро — специального освященного масла. Вход в музей платный.

Ингредиенты для приготовления миро

Также на территории монастыря есть кладбище, где можно посмотреть старинные хачкары. Хачкары — это памятники с вырезанными на них цветами, крестами и прочими узорами. Чисто армянское искусство. Считается, что в мире нет двух одинаковых хачкаров, но я сильно сомневаюсь насчет тех маленьких сувенирных копий.

Хачкары на кладбище при Нораванке

Дорога от Нораванка до пещеры Арени

Последняя достопримечательность, которую мы посетили в этот день, это пещера Арени — место, где была найдена самая старая туфля и самая древняя винодельня в мире. Может, еще что найдут, раскопки здесь еще ведутся.

Разбивка на секторы для удобства археологов в пещере Арени

Остаток времени до заселения в отель и ужина мы провели в дороге. Здесь уже стало понятно, что насчет спрятавшегося Арарата особо огорчаться не стоит, ибо нас ждет что-то получше.

На пути к Татеву

И еще немного оттуда

Горис – Крылья Татева и обратный путь в Ереван

Первым делом после завтрака мы поехали в город Горис, расположенный в горном котловане и окруженный скалистыми грядами. Горы здесь действительно необычные. Везде более-менее пологие, скорее холмы, а тут острые, будто мокрый песок накапал башенкой. В этих горах пещеры, и в них каким-то немыслимым образом поднимали женщин и детей во время войны.

Если присмотреться, можно увидеть пещеры

Чего-то особенного, кроме самого старого амфитеатра, выдолбленного прямо в пещере, мы в городе не смотрели. Но и просто побродить там было приятно — виды невероятные, а на возвышенностях остатки крепостей.

Затем мы отправились, наконец, к цели нашей вылазки — Крыльям Татева. Это самая длинная в мире канатная дорога, на которой пятикилометровое ущелье можно пересечь за каких-то 12 минут. Если честно, бесполезно было там фотографировать, ни один фотоаппарат не может передать весь тот объем.

Проезд по канатной дороге туда-обратно стоил 5 тыс. драм.

В жизни просто дух захватывает, а на фото так не выходит

Точка прибытия кабинки — монастырь Татев

Во время поездки звучит небольшая экскурсия. “Посмотрите направо, посмотрите налево, сломайте глаза, потому что то, о чем мы рассказываем, отсюда выглядит размером с муравья”. При хорошем зрении найти то, о чем рассказывают, вполне реально. Например, на фото ниже заброшенный монастырь.

Заброшенный монастырь внизу ущелья

Татевский монастырь продолжают отстраивать, поэтому многое было в строительных лесах. Тем не менее, здесь умиротворяющий дворик, интересный музей и чистейший горный воздух.

Важно! Татевский монастырь — первый из всех, что попадались на нашем пути, где женщин не пускали внутрь в шортах и с непокрытой головой. Так что лучше иметь с собой какие-нибудь платки или заранее одеваться подходящим образом.

Двор Татевского монастыря

И еще немного видов Татева (со смотровой площадки)

С канатной дороги

Обратно до Еревана ехали часов шесть, не меньше, но это с учетом остановок на поесть и заправиться.

Заправки в Армении

  • Их мало. Не просто так в Арени бензин в бутылках продается наравне с вином. Поэтому золотое правило: увидел заправку — на всякий случай заправься, т.к. следующая может быть очень нескоро.
  • Заправки немного пугающие, но они все такие, так что выбирать не приходится.
  • Бензин стоит где-то 380 драм за литр (около 47 рублей).

Где остановиться в Армении?

В Ереване мы заселились в хостел Ереван (простите за тавтологию). Расположение у него было идеальное или, как говорит booking.com, даже великолепное: до площади Республики идти не больше пяти минут.

По факту хостел представляет собой несколько квартир, где просто на дверь каждой комнаты поставили замки. Чисто, красиво, туалеты общие, зато их два. Есть хорошая кухня, утюг с гладильной доской, стиралка, телевизоры в каждой комнате и даже фен. Каждое утро завтрак: рис, яйцо, фруктовый йогурт, резка сыра, пирожное и большой стакан компота. Есть можно, но в Армении без местных сыров, лаваша и великолепного кофе на завтрак как-то грустно.

Зато персонал очень доброжелательный. Вай-фай бесплатный, а парковка — нет, она общественная. За четыре ночи в комнате на двоих отдали около 5 тыс. рублей.

Контакты и фото отеля рядом с Крыльями Татева

На другом конце страны ночевали в эко-отеле Harsnadzor. На парковке “Крыльев Татева” стоит большущий стенд с ближайшими местами возможной ночевки. Там мы этот эко-отель и нашли, когда заехали к канатке вечером втрого дня.

Если все остальные предложения выглядели невзрачно, то “Харснадзор” — уютное место, где вместо обычных номеров и ресторанов большие деревянные домики-бочки, приготовленная на мангале еда и мини-зоопарк с павлинами во дворе. Про воздух и вид на горы я просто молчу. Парковка и вай-фай бесплатные, одна ночевка обошлась в 1300 рублей.

Внимание! Номера там нарасхват, так что лучше бронировать домики заранее.

Цены на такси и еду

Что касается еды и покупок, здесь действует все то же правило, что и во всем остальном мире: в туристических местах цены на два-три порядка выше. Еще и невкусно будет. Тут опять плюс в пользу водителя, потому что шеф привез нас в ресторан недалеко от Звартноца, где мы на 8000 драм (около 1000 рублей) заказали столько качественных и вкусных национальных блюд, что пришлось брать с собой.

За саму поездку (старенький Мерседес нашего таксиста ездил на газу) отдали водителю 75 тыс. драм, что в переводе на рубли составляет около 10 тыс.

Изначально он называл куда большую сумму, так что торгуйтесь! Здесь это нормально.

Что везти из сувениров?

Армения — очень вкусная страна, так что лучшим сувениром будут сухофрукты, чурчхела, полусладкие фруктовые вина (на рынке продаются бутылки в форме того фрукта, из которого сделано вино-содержимое). Ну а фразой “Ты в Армению едешь? Привези коньячка!” провожают на отдых, пожалуй, любого, кто сюда собрался.

Из несъедобного можно привезти дудук — национальный духовой музыкальный инструмент. Его можно купить за 5000 драм на блошином рынке в Ереване. Из магнитиков самое интересное — маленькие сушеные гранаты. И символично, и красиво, и весит мало, и не из Китая. Еще везут маленькие реплики хачкаров.

Ссылка на основную публикацию