Поездка в Дагестан на машине: личный опыт

dials › Блог › Пять причин посетить Дагестан

И пять лет назад я решил, наконец, разрушить множество бытующих мифов об опасности и отсутствии дружелюбия на Северном Кавказе да и закрыть это “белое пятно” на карте страны.

За несколько последующих лет весь Кавказ был многократно изъезжен вдоль и поперек и полностью перевернули мой мир. Я забирался в такие отдаленные и глухие места региона, где последние туристы бывали еще во времена СССР.

Но Северный Кавказ у нас обширен и представлен девятью регионами, а вот первое место в своем рейтинге с огромным отрывом отдаю Дагестану.

Дагестан оказался настолько удивительной республикой, что не переставал удивлять меня на каждом шагу.

Забудьте, все что вы знаете про Кавказ, сидя в своем теплом уютном кресле или на мягком диване и смотря в телевизор.

Причина 1: Самый древний город России и аулы возрастом тысячи лет
Здесь на самых южных рубежах страны, на берегу Каспийского моря и у подножья Кавказского хребта раскинулся самый южный и самый древний город России — Дербент.

Тот же Старый Кахиб, про который я писал в этой статье:
Покинутая история Кавказа. Села — призраки Дагестана

Или про Гамсутль — один из наиболее известных из покинутых и брошенных аулов современного Дагестана:
Гамсутль — покинутый аул, современник Дербента

Чох, Гуниб, Кубачи и десятки других сел и аулов с богатейшей многовековой историей. Они ждут гостей и туристов, там во много раз интересней, чем гулять по улицам Дубровника или Венеции.

Причина 2: Тропический лес, горы, море, каньоны, барханы и водопады в одном месте
Удивительный факт, но мало кто из туристов знает, что в Дагестане сосредоточены уникальные для нашей страны природные достопримечательности. В одном месте вы можете увидеть тропический лес с барханами, каньоны с водопадами и белоснежные вершины с морем

Вас этим не удивить? Ну хорошо, тогда продолжим. В России есть самый северный в мире настоящий лиановый тропический лес и растет на самых южных рубежах страны вдоль границы с Азербайджаном.

У этого лианового леса есть своей название — Самурский лес, и про него я также писал в прошлых статьях:
Как побывать в лиановом тропическом лесу в России?

А еще в Дагестане огромное количество водопадов. И среди них есть даже уникальный подземный — Салтинский водопад:
Самые красивые водопады в Дагестане

И на десерт Сарыкумский бархан — самый высокий в Европе и Азии бархан с абсолютной высотой более 252м.

Он конкурирует с высочайшими дюнами таких пустынь как Сахара, Намиб и Руб — Аль -Хали:
Белое солнце Сарыкумского Бархана или где закопали абрека Саида.

А если сюда добавить еще фантастической красоты горные пейзажи и пляжи Каспийского моря, то получается уникальная точка на карте нашей страны, где сосредоточено огромное количество природных достопримечательностей

Причина 3: Удивительно гостеприимные люди и вкуснейшая еда
А теперь, самый зубодробительный аргумент — в Дагестане живут люди фантастической доброжелательности и гостеприимности. И попав в такое окружение просто невозможно вести себя иначе.

Поверьте, мне есть с чем сравнить. От Арктики до Закавказья, от Чукотки и до Португалии.

А какая здесь еда! Попробовав дагестанскую чуду вместе с хинкалом вы не сможете забыть этот вкус. Что уж и говорить про гранаты и хурму, которую выращивают в южном Дагестане!

В это тяжело поверить, но придется. Вам буквально придется “отбиваться” от предложений зайти в гости и попить чаю. А в условиях ограниченного времени это ой как непросто.

И здесь уже придется проявить мастерство в аргументах, потому что своим отказом вы рискуете обидеть этих удивительных людей.

Даже в самом глухом и труднодоступном ауле вам помогут, если у вас возникнет неприятность, нужна помощь или надо найти ночлег.

Ничего похожего за многие годы путешествий по миру я не встречал.

И действительно этот так.

Причина 4: Термальные источники и культурная программа
Но Дагестан богат не только удивительными людьми, древними городами и природными красотами.

Это еще и курортный рай, в котором можно немного поправить здоровье и при этом очень бюджетно, а то и вовсе бесплатно.

Термальный сероводородный источник на берегу Каспийского моря в Избербаше — любимое место у местных жителей. Под открытым местом обустроена бесплатная общественная купель, разделенная на мужскую и женскую часть.

А удивительные и целебные Ахтынские радоновые источники в долине Ахты — чай, известны далеко за пределами Дагестана. Там обустроено несколько купален по очень демократичным ценам, не более 100 рублей за 30 минут купания.

Любите музеи и историю? Тогда вам в Кубачи — известнейшее село, где есть музей кубачинского серебра. А в Дербенте пожалуйте в комплекс — цитадель Нарын — Кала, не забудьте зайти на восточный базар и найти себе подходящий сувенир.

Причина 5: Безопасней, чем в Москве

Несколько лет назад, Когда меня остановила полиция в одном из глухих районов на границе с Азербайджаном, я задал вопрос — а безопасно ли здесь туристам с детьми?

Капитан полиции, посмотрел внимательно мои документы, перевел взгляд на меня, выдержал паузу, и с полным серьезности выражением ответил, что единственные, от кого может исходить опасность это от нас. Но если мы путешественники и не собираемся заниматься противоправными действиями, то здесь спокойнее, чем в любой точке России.

С тех пор прошло несколько лет, и даже те редкие анти-террористические мероприятия, которые проводились в Махачкале, Буйнакске или Каспийске ушли в историю.

Даже в самых некогда неспокойных районах, где оставались мусульманские последователи ультра-радикального настроя, в Цунтинских и Цумадинских районах на границе с Чечней и Грузией, уже не осталось блок-постов и усиленных пограничных нарядов.

И даже самая опасная дорога Кавказа уже ушла в историю, активно строят новые дороги и расширяют старые, с лихвой компенсируя все-то, что делалось с большим трудом в предыдущие 25 лет…

Сейчас в Дагестане спокойнее и безопаснее, чем в любом спальном районе Москвы. Именно поэтому, в первый раз я путешествовал по этой кавказской республике с двумя маленькими детьми почти месяц.

Wertyh › Блог › Путешествие в Дагестан 2019. Часть 2.

Часть 2.
Далее направились в сторону Гуниба, точнее на обзорную площадку на него. Сам Гуниб тоже интересен, но мы решили посетить его в следующую поездку в Дагестан. Да и дело близилось к вечеру. Остановились в отличном месте напротив самого Гуниба. Открывался великолепный вид.

Между прочим, к слову говоря Айвазовский тоже тут бывал и оставил наследие:

Пару слов об том где можно добыть воду дикому туристу. Как оказалось, это не является особой проблемой, особенно в горах. Во многих местах из горных ручейков, местные жители выводят шланги, которые тянутся далеко вниз. И в некоторых местах попадаются вот такие сооружения с водой.

Налюбовавшись видами и надышавшись чистым горным воздухом, приняли решение спускаться уже с гор и направиться к морюшку. Дорога проходила через очередной перевал по грунтовой дорожке

В горах на самом деле температура комфортнее, хотя по ночам прохладненько. Но море манило к себе всё сильнее, и наконец то мы добрались до него!

Остановились на побережье недалеко от посёлка Дагестанские огни. Пляж песчанный, местами правда заметны следы пребывания свиней (иначе этих людей никак не назвать), но в целом чисто, даже с учётом что место очень посещаемое. В эти дни было немного волнение на море, но это не мешало детям плескаться в воде. Благо дно очень даже способствует этому. Глубина наступает не резко и достаточно далеко от берега.
Несколько дней вели овощной образ жизни. Ели, купались, загорали. Конечно же местами успев обгореть, но куда без этого. Увы время отведённое на путешествие не безгранично и нужно было «сниматься с якоря» и ехать на следующую точку, в старинный город Дербент. Сам город имеет достаточно узкие улочки и оживлённое движение. С караваном передвигаться достаточно некомфортно. Около главной достопримечательности Дербента есть небольшая парковка, но места там есть только если приехать пораньше. Мы собственно приехали рано, припарковались вполне успешно, но пока гуляли, всю парковку очень плотно заставили и выехать было очень проблематично.

Сама крепость однозначно достойна посещения. И вот несколько фоточек.

На выезде из Дербента, заехали на фруктово – овощной рынок и купили немного фруктов «На дорожку»

Цены были смешные, а фрукты сладкие что можно есть и ненаедаться.
Не спеша побродив по крепости и кое как выбравшись с парковки отправились на финальную точку этой поездки песчаный бархан Сарыкум. Некоторые кадры из фильма Белое солнце пустыни, снимались именно тут.

Фотографии снизу почему то нет, но «кучка» песка довольно огромная

Там же есть небольшой зоопарк, находится на территории, и посещение так скажем включено в стоимость билета на посещение бархана. Мы приехали уже под вечер, поэтому народу можно сказать не было.
Не торопясь прогулялись, и направились в сторону дома. Ехали опять за 2 ночёвки. Оба раза ночевали на озёрах

Возвращаться домой было немного грустно… В эту поездку посетили далеко не все интересные места, иначе путешествие заняло бы в несколько раз больше времени. Решили что лучше не торопясь осмотреть каждую точку, и вернуться ещё разок в Дагестан, а может и не один.
Надеюсь прочтение у вас прошло с интересом.
Немного об отношении местного населения к гостям… Когда планировали поездку, очень многие говорили что мы сошли с ума и что там стоит только остановиться, сразу накинутся с ножами и автоматами. Всех порЭжут, ограбят, и т.д. А тот кто путешествовал, говорили что всё иначе и страшного ничего нет. По факту Дагестан оказался на много приветливее чем бОльшая часть России. Люди очень отзывчивые и общительные. За всю поездку было очень много случае когда люди спрашивали не нужна ли помощь, несколько раз угощали фруктами, и очень много приятного душевного общения. Местные полицейские в 6 случаях из 10 даже не спрашивали документы, а просто общались в дружеском стиле с улыбкой и добродушием. Конечно в горах на блок постах проверка документов была очень частая, но во первых это происходило без всякого негатива, а во вторых в основном там служат парни командировочные, на одном из блок постов даже встретил ребят из своего маленького города, они немного удивились этому факту. Единственный минус — это не очень качественное топливо, но я заправлялся там 1 раз на заправке которая по мнению местных в общем и целом нормальная.

Поездка в Дагестан на машине: отзыв и достопримечательности

Отчет о поездке на автомобиле в Республику Дагестан. Трудности в пути, советы путешественникам, сопутствующие фотографии и посещенные достопримечательности Дербента.

Цель поездки

Начну свой рассказ о поездке в Республику Дагестан. Сюда я езжу практический каждый год. Мои родители живут недалеко от города Дербент. Обычно я добираюсь на поезде, поскольку на машине мне ехать не с кем. Преодолеть такое огромное расстояние на автомобиле в одиночку просто невозможно, да и вожу я не очень хорошо.

В этот раз мы собрались в путь вместе с супругом, и он принципиально не захотел ехать на поезде. Сказал, что на машине мы получим больше впечатлений, ведь можно останавливаться где угодно, делать фотографии и рассматривать достопримечательности проезжающих городов.

Подготовка автомобиля

Наша машина — Лада 2114 — была уже “в годах” (2007 г. в.), поэтому к поездке мы отнеслись серьезно. Сделали диагностику ходовой части в автосервисе, провели мелкий ремонт и замену некоторых запчастей. Проверку также прошла и тормозная система. Мы поменяли моторное масло и, конечно, отмыли машину до блеска — и снаружи, и изнутри.

Подготовка к поездке

Наконец, наша ласточка готова к путешествию.

Начало пути

По совету моего отца, который тоже раньше ездил по такому маршруту на автомобиле, мы выехали в 18:00. Вечером поток машин уменьшается, а значит, и трасса не так сильно загружена. Можно преодолеть большее расстояние за меньшее время.

Собираем все необходимое

Взяли с собой в дорогу все необходимое, начиная от аптечки и регистратора, заканчивая теплыми вещами (на всякий случай). Также запаслись термосом с кофе, хотя это было необязательно. По дороге встречается немало АЗС, где можно купить горячий напиток, но тогда мы об этом еще не знали.

Читайте также:  Куда сходить и что посмотреть в Кабардинке: достопримечательности и развлечения

Едем до Богучара и Ростова

Расстояние до Богучара мы преодолели легко: дорога была отличная и почти полностью свободная. Только кое-где изредка видели встречку. Практически всю дорогу мы ехали вдоль леса, мелкие населенные пункты оставались в стороне от нас.

Дорога до Богучара

Заправки же попадались с завидным постоянством. Заехав на одну из них, мы залили полный бак, немного отдохнули и отправились дальше. До Богучара мы добрались в общей сложности за шесть часов. Оставалось преодолеть маршрут на 330 км до Ростова. Было решено доехать и остановиться в гостинице. Об этом мы подумали заранее, да и появилась заметная усталость.

Эта часть пути далась уже труднее — нам сильно хотелось спать. По пути встретили большое количество фур, которые ехали с огромной скоростью. Местами становилось действительно страшно, особенно когда не было освещения на дороге. Многие дальнобойщики делали привал — отдыхали в грузовиках прямо на обочине. Были целые длинные цепочки таких фур.

Подъезжаем к Ростову

Вдоль трассы М4 “Дон” встретилось немало кафе и гостиниц, и можно было остановиться в любой из них. Тем не менее, отель мы выбирали заранее в интернете, опираясь на положительные отзывы. В Ростов приехали к 05:00. Остановились, как и планировали, в гостинице “Дон”. Она нам понравилась: на территории есть бесплатная парковка, в номере было довольно чисто, в ванной установлена хорошая сантехника. Также порадовал бесплатный Wi-Fi. Нас неплохо накормили. Все удовольствие обошлось нам в 1200 рублей за сутки. Мы не пожалели, что остановились в гостинице. Преодолеть такое расстояние без отдыха очень тяжело, даже несмотря на то, что мы с супругом садились за руль по очереди. Поспав несколько часов, мы снова отправились в путь.

Проблемы в дороге

Из Ростова мы выехали в 10:00, курс по навигатору держали на Невинномысск. После хорошего отдыха сидеть за рулем немного легче, хотя трасса была загружена. Фуры шли огромными потоками, да и легковушек встречалось не меньше. На одной из развязок навигатор указал нам неверный поворот. Свернув, мы не сразу поняли, что ушли с маршрута. Проехав 50-70 километров, мы внезапно осознали, что движемся в сторону Тихорецка, но почему-то по очень большому крюку. Этот факт нас, конечно, огорчил — мы потеряли драгоценное время, которого и так было мало. Тем не менее, уже не было смысла возвращаться назад.

Поля вблизи Тихорецка

На пути к Тихорецку

В общей сложности мы сделали крюк длиной 120 километров и потеряли три часа. Выехав на нужный маршрут по указателям и карте, мы решили перекусить в придорожном кафе. Заказали бутерброды и пончики, еще попросили налить нам с собой в термос кипятка, чтобы в дороге разводить кофе.

Перекус в придорожном кафе

Навстречу Кавказу

Впереди нас ждут маленькие города Краснодарского края — Кропоткин и Армавир. Почти час мы ехали сквозь сильный туман на очень низкой скорости. Разогнаться не было возможности.

Сильный туман на трассе

По трассе Р251 было очень много камер, фиксирующих нарушения, и полицейских машин. Думаю, это можно объяснить тем, что качество дороги здесь довольно неплохое, и водители невольно превышают скоростной режим. Мы к нарушителям не относимся. Кроме того, мы ехали с антирадаром. Он предупреждал нас о камерах. Отдельно хочется сказать об антирадаре. На самом деле это практически бесполезная вещь, хотя мы покупали его, руководствуясь хорошими отзывами. Он очень часто пищит, притом бесполезно. Иногда и вовсе пропускает камеры. Считаю, что с этой работой намного лучше справлялся наш обычный навигатор.

Участок дороги до Армавира мы преодолели за два часа. День близился к концу, оставалось проехать еще около 1000 километров. Значит, мы преодолели уже половину пути.

Держим путь на Пятигорск

Мы старались преодолеть остаток пути как можно быстрее — не тратили время на остановки, чтобы ночью не пришлось ехать через Чечню. Однако мы, несмотря на все усилия, не успевали. В Пятигорск приехали к 08:00. Чтобы добраться до Грозного, нужно было проехать по маршруту на 300 км. Пейзаж за окном стал постепенно меняться: появились очертания гор, поля в привычном для нас образе начинали пропадать, а вдоль трассы выросли степи.

Местные дороги довольно хорошие: покрытие без малейших ям — видимо, положительно сказывается отсутствие холодных зим. Кроме того, в каждом направлении по две полосы. Здесь мы могли бы увеличить скорость, но ливень застал нас врасплох. Порой мы просто не видели дорогу впереди. Быстро ехать не получилось, поэтому до Грозному добрались только через четыре часа.

Дорога до Махачкалы

В 00:30 мы проехали Грозный. Хочу рассказать о манере и стиле вождения местных жителей. Сказать, что мы были в шоке, значит, не сказать ничего. Казалось, на дороге не было никаких правил: нас обгоняли и справа, и слева, на красный сигнал светофора никто и не думал останавливаться. Более того — местные жители с нескрываемым удивлением смотрели на нас, когда мы, притормозив, ждали зеленый свет, порой даже сигналили нам. О скорости вождения также лучше промолчать. Словом, покинув Республику целыми и невредимыми, мы выдохнули с облегчением.

Далее нужно было преодолеть маршрут в 285 км до Дербента. Значит, к рассвету мы могли уже доехать, и это нас радовало. Усталость от дороги ощущалась явственно. Кофе уже не помогал, поэтому остановок в кафе мы больше не делали. В Махачкалу мы приехали к 05:00.

Въезд в Махачкалу

Мечеть в Махачкале

Город еще спал, на дорогах было мало машин, зато на каждом посту ДПС нас останавливали и придирчиво проверяли. В Махачкале была неспокойная обстановка: все сотрудники были в бронежилетах и с автоматами, пару раз даже встречались колонны танков и БТР. Остается лишь догадываться, куда они направлялись. Мы так и не узнали, что это было — учения или антитеррористическая операция.

Отдельно скажу о заправках в Республике Дагестан: в основном это маленькие АЗС с сомнительной репутацией, такие как “ЛиКойл”, “Госнефть” и т. п. Цены на топливо не завышены, но мы сильно сомневались в качестве бензина. Тем не менее, особого выбора у нас не было. Кстати, наши траты на бензин (в одну сторону) составили 7000 рублей.

Дорога до Дербента

До Дербента оставалось ехать каких-то 130 километров. За окнами вырисовывались картины гор, издали виднелось море. Мы не заметили, как преодолели оставшееся расстояние — видимо, хотелось поскорее добраться до цели. В итоге приехали к 09:00. Конечно, планировали немного раньше, но в дороге всегда случаются непредвиденные ситуации.

До Дербента подать рукой

За время нашего пребывания в Дагестане мы совершили поход в горы.

Горная река Самур

Сходили на экскурсию в древнюю крепость Нарын-Кала в Дербенте.

Средневековые бани в крепости

Также посетили музей в крепости Нарын-Кала.

Заглянули и в Ханский дворец.

Яма для узников

Могу сказать, что, несмотря на долгий путь, поездка была замечательной. Мы получили много впечатлений, посетили интереснейшие места и прекрасно отдохнули. Эту поездку будем вспоминать как одну из лучших.

Опыты. Путешествие по Дагестану

Юля Власова – фолк-фотограф, делится заметками и рассказами из путешествий и жизни в Москве, хранительница горячей мечты – объехать каждый уголок России. Для 34travel она рассказывает о путешествии по Дагестану, своих открытиях и местах, которые обязательно стоит увидеть.

Почему Дагестан и стоит ли рисковать?

Для многих людей этот регион кажется опасным и, по незнанию, ничем не примечательным. Но это совершенно не так. Такие великие горы, мощные каньоны, водопады, приятный берег Каспия и даже песчаные дюны сложно найти где-либо, да еще и недорого. Мы поражались и разнообразию ландшафтов, и культурным традициям, и – самое ценное – доброте и взаимовыручке случайно встреченных людей.

Местные жители, особенно вне крупных городов, очень приветливы и доброжелательны, любезно подсказывают, куда поехать и что посмотреть. Мы познакомились с владельцем местной крошечной пекарни на дороге, разговорились о регионе и в итоге обменялись телефонами: «В следующий раз, как вернетесь, – звоните! Я покажу вам «свои» места, куда сами не доберетесь!» – уверил он нас.

Все опрошенные местные жители, а их немало, разводят руками и не понимают, почему в СМИ активно транслируются агрессия и насилие. Когда-то это было, но сейчас республика открыта туризму. За наше путешествие мы встретили пару из Германии, а гид в Чохе подтвердил, что с каждым годом интерес к Дагестану среди иностранцев растет. Особенно много приезжает людей из Израиля.

Небольшой факт: в Дагестане 6475 объектов культурного наследия, это самый высокий показатель по стране. На втором месте Москва – 5932 памятника.

День 1. Озеро Казенойам

Наше путешествие длиной в 4 дня началось с рассветом в аэропорте Минеральных вод (авиабилет от «Аэрофлота» обошелся в 4872 рублей – около $ 70), откуда шумной компанией фотографов мы поехали на микроавтобусе до нашей первой цели – озера Казенойам. Находится оно в зеленом колодце гор на границе между Чечней и Дагестаном. Дорога заняла около 6 часов. Но в пути мы провели весь день: останавливались побродить по полям подсолнухов, которые в это время здесь везде в огромных количествах; заехали ненадолго в Аргун, прославившийся построенной в ультрасовременном стиле мечетью «Сердце Чечни» имени Аймани Кадыровой – масштабно и интересно! А уже позже, приближаясь к бирюзовой мечте, мы мчали по крутым серпантинам, наслаждаясь врывающимся в окна ветром со вкусом цветущих растений с самых зеленых склонов.

На заметку: все необходимые покупки лучше совершать в городах. Кататься по горным регионам – безусловно невероятное удовольствие, но приготовься к тому, что в машине тебе придется провести приличное количество времени. Прямых дорог из пункта А в Б практически нет, тебя ждут бесконечные серпантины и перевалы, где супермаркеты и аптеки не предусмотрены, а местные деревеньки и поселки выбором могут не устроить.

Казеной-Ам (в переводе с чеченского «Голубое») – одно из самых красивых высокогорных (находится на высоте 1869 м над уровнем моря) озер Северного Кавказа и юга России. Образовалось оно в результате оползня, глубину имеет 72 метра и славится уникальным видом форели, что проживает непосредственно в этих водах. А воды здесь невероятные – спускаясь к озеру по серпантину, невозможно оторвать глаз от манящей чистой и сочной лазурной глади, которая по утрам бежит рябью от удочек местных рыбаков.

На берегу озера стоит одна-единственная гостиница «Kezenoy-Am», где мы и остановились. Номера, сервис и ресторанчик неожиданно приятно удивили. Средняя стоимость ужина на человека 500-700 рублей (около $ 10). Лепешки с тыквой, хингалш – просто обязательно пробовать и любить всем сердцем!

День 2. Песчаный бархан Сарыкум

Второй день снова начался с лучами рассвета. Было интересно наблюдать, как Казеной-Ам просыпается, меняя серо-синий густой цвет воды на горящую под солнцем бирюзу. Но мы двигали дальше. Сегодня нас ждал Грозный и закат в песчаных дюнах!

До Грозного добрались с ветерком за 2 часа. Побродили по проспекту Путина, заглянули на смотровую площадку «Грозный-Сити» высотой в 29 этажей. Главной же достопримечательностью стала мечеть «Сердце матери» имени Ахмата Кадырова – крупнейшая на территории России и одна из самых больших в мире. После мы перекусили практически в первой попавшейся кафешке: теплый прием и вкуснейшие лепешки с творогом и тыквой оправдали на все сто потраченные 300 рублей ($ 4)! Мы продолжили путь и еще через 2 часа были у цели.

Удивительно, как среди гор Кавказа зародилась среднеазиатская пустыня – бархан Сарыкум (с тюркского означает «желтые пески»). Высота, по разным данным, варьируется от 244 до 262 метров (для сравнения – в 1879 году высота бархана достигала 612 метров!). Можешь себе представить, каково подниматься к его ребру под знойным солнцем? Благо к пескам проложен маршрут – деревянные лестницы с мостами. Такое решение облегчает подъем и бережет путников от местных ядовитых обитателей, ведь не стоит забывать, что бархан является заповедной зоной и домом для огромного количества растений и животных.

Поднялись мы минут за 20 и еле-еле подоспели к моменту, когда солнце, словно красная капля, растворилось в пыльном горизонте. Дыхание замерло в те секунды. Это был волшебный вечер.

«Солнце, словно красная капля, растворилось в пыльном горизонте»

Ночевать приехали в отель «Сарыкум». Плескаясь в бассейне, мы даже забывали, что пребываем в России. И утренняя овсянка на воде оказалась самой вкусной в моей жизни.

Читайте также:  Лучшие пляжи Геленджика и окрестностей: для детей, платные и бесплатные, дикие

День 3. Подъем к аулу-призраку

Третий день обещал быть самым насыщенным за всю поездку и действительно не подвел. Утрамбовав вещи в машину, мы отправились исследовать единственный в Дагестане подземный Салтинский водопад.

Дорога к нему заняла приблизительно 3 часа и в конце окончательно исчезла: мы двигались по корявому каменному бездорожью. Но пока мы подпрыгивали в машине и бились головой, от окружавших нас ландшафтов было не оторвать глаз. Горный регион здесь особенный: разнообразный, многофактурный и зеленый.

Чтобы попасть в пещеру с водопадом, нам пришлось пройтись босиком по ущелью, холодя пятки в ледяном ручье. Приятная прохлада охватывала плечи, пока мы продвигались вглубь, а задирая головы вверх, мы наблюдали нависающие над нами глыбы карамельно-песочного цвета, уходящие высоко-высоко. Было лето, река, дающая жизнь водопаду, подсохла, поэтому масштабам водного напора мы не удивились. Но приехать сюда ради пещеры однозначно стоит!

Через час по курсу был самый древний на Кавказе и все еще живой аул Чох. С него мы начали исследование Гунибского района – самого удивительного и радушного. Наш гид Заур вкладывает все свои ресурсы в строительство и развитие аула, а еще он автор документального фильма «Человек из Чоха». Заир рассказывал нам истории из этих мест, а его мама приготовила невероятно вкусное чуду – это тонкое тесто, уложенное во много слоев, между которыми растаявший сыр. Очень тянущееся и нежное угощение из домашних продуктов (о калорийности лучше даже не спрашивать).

Набравшись сил, мы сели по машинам и вместе с Зауром поехали навстречу местному Мачу-Пикчу – заброшенному аварскому аулу Гамсутль. Поселение находится на высоте 1500 метров, ведет к нему узкая змееобразная тропа среди частых деревьев, поэтому уазик позволил нам, подпрыгивая, преодолеть лишь половину пути. Дальше до города-призрака мы шли, обливаясь горячим потом, с трудом понимая, где мы и когда закончится этот подъем. Поднимались мы около получаса.

«До города-призрака мы шли, обливаясь горячим потом, с трудом понимая, где мы и когда закончится этот подъем»

Добравшись наверх, я увидела лежащих на траве бычков, на радостях не смогла удержаться и упала к ним отдышаться, рассматривала охровые стены домов. Считанные минуты – и под нашими ногами лежал город-призрак Гамсутль. Спокойствие здесь наполняет и облагораживает. Мне наконец-то удалось отпустить все фантомы из своей головы куда-то в небо. Гамсутль – место силы.

Удивительно, но город с недавних пор потерял статус покинутого. Оказывается, нашелся мечтатель, местный житель по имени Зиявудин, решившийся восстановить аул. Сейчас он отстраивает самый верхний дом поселка. Радушие и бесстрашная решительность дагестанцев не переставали покорять меня: люди удивительны и намерения их искренни и прекрасны.

Насмотревшись на расслабляющий розовый закат, мы стали спускаться вниз к основанию горы. Дорога заняла приблизительно час. Подходили к машине уже наощупь в темноте. Еще полчаса и мы приехали в поселок Гуниб, где заночевали в этнодоме «Белые журавли» – обошлось в $ 15.

День 4. Сулакский каньон

Утро последнего дня было ленивым и свежим. Я проспала рассвет, но все же поднялась с кровати в 6 утра. Вышла на улицу и пошла, куда глаза глядят. Целью было забраться куда-нибудь повыше над поселком. Я добрела до городской окраины: передо мной был забор, а за ним уходящий вверх склон горы. Естественно, решено было лезть через препятствие, а после вскарабкаться по камням. А дальше, обогнув гору и пройдя сквозь лесные тропы, я дошагала до плоской равнины, уходящей в небо. Поднялась к ее краю, за которым – широчайший простор долины и гуляющий ветер, что завел меня сюда. Всего лишь 30 минут отделяли меня, спящую под одеялом, от живущих на этой высоте облаков, в чьих рваных телах тонуло мое.

После виртуозного спуска через все тот же замечательный забор, вся промокшая из-за росы, я вернулась к друзьям, мы позавтракали и пустились на охоту за поражающими воображение местами.

Одним из таких оказалось село Хунзах, привлекшее нас водопадом Тобот. Горная речка здесь шлет свои воды со стометровой высоты в V-образное ущелье. Представь себе, как ровное зеленое плато резко обрывается вниз на огромную высоту, словно это край мира. Людей так и влекут немыслимые масштабы аттракциона: здесь частенько собираются роупджамперы, а в наш визит приехал канатоходец. Парень заставлял сердца зрителей тревожится, шагая – порой немного неуклюже – по тонкому канату над бескрайней пропастью. Нам оставалось лишь хлопать глазами, а на языке вертелись слова Цоя: «Нет тюрьмы страшнее, чем в голове».

Из Хунзаха уезжать абсолютно не хотелось. Казалось, мы могли бы без остановки изучать местность вокруг, забираясь все дальше за лихие изгибы плато. Но наш путь был проложен и не мог ждать.

Последним рывком длиной в пару часов стала дорога до истинного чуда среди местных чудес. Нас ждала встреча с Сулакским каньоном – самым глубоким во всей Евразии (высота его достигает 1900 метров, а протяженность – 82 км). Дорога от Тобота заняла около 2,5 часов. Случилась телепортация: из раскаленной солнцем местности мы попали в хмурую сырую Скандинавию. Люди, гонимые мелким дождем, сторонились каньона, скрываясь в автомобилях, а то и уезжая вовсе. Но только не наша команда. Вооруженные пестрыми дождевиками, мы с восторженными возгласами шли вдоль обрыва. Густая бирюза Сулака притягивала взгляд, внимание шустро скользило по кромкам скал и синеющим очертаниям возвышенностей вдалеке. Дождь закончился, небо просветлело.Над каньоном повисла нежная полупрозрачная радуга – прощальному незабываемому закату точно быть!

«Случилась телепортация: из раскаленной солнцем местности мы попали в хмурую сырую Скандинавию»

Набегавшись с камерами, уже чуть позже мы немного спустились по скале и уселись перед уходящей глубоко в центр земли пропастью. Высоко парили орлы, светящаяся драгоценными изумрудами река держала свой путь, а мы растворились в тишине, какой ты никогда не найдешь в своем городе, доме, на классах йоги.

Потихоньку смеркалось, мы неохотно побрели к машине, наблюдая за тем, как солнце стекает за горизонт, догорая оттенками алого. Десять секунд и все – Сулакский каньон окутан холодной синевой.

Итоги поездки на Северный Кавказ. Часть 18, заключительная.

Заключительный рассказ о нашем большом путешествии по горам Дагестана и Приэльбрусья. За три недели мы проехали более 5700 километров и за это время своими попами хорошо познакомились и с Шнивой, и с Трейлблейзером. Сегодня я немного расскажу про наш быт, маршрут передвижения, автомобили, где ночевали, подведу итоги бухгалтерии и покажу всякие фотографии.

1. Наша команда состояла из пяти человек. Кроме меня, Коли nikolapic и Яны ya_yankel в этот раз к нам присоединились знаменитый Саша russos и мой однокурсник Антон, который следил за Нивой. Удивительно, но и в этот раз мы умудрились завалить автомобили своим барахлом так, что у Нивы пришлось складывать задние сидения.

Как-то исторически сложилось, что почти все путешествие я провел пассажиром в Ниве. При этом за руль садиться вообще не хотелось — видимо уже нарулился за этот год. Мне хотелось глазеть по сторонам, да решать по телефону все логистические нюансы, которых оказалось очень много. В результате за всю поездку я управлял машинами максимум часов пять.

2. Вот так выглядит карта наших перемещений. Утром 18 апреля мы стартовали из Москвы и, отстояв небольшую пробку на МКАДе в районе Каширки, вышли на трассу Дон, где и обнулили одометры. Было всем понятно, что маршрут по Дону намного лучше, чем дорога через Волгоград, которая славится конским дырами и ямами в дорожном покрытии. Поэтому мы поехали через Волгоград — изучить насколько все плохо.

Все действительно плохо. Дорога от Тамбова до Волгограда похожа на вибростенд автомобильного полигона, где проверяют насколько быстро начинает разваливаться подвеска. Наши внедорожники неплохо справлялись с дырами, однако заднему пассажиру в Трейле было не сладко. Регулярно он пребывал в состоянии невесомости и постепенно перемешивался вместе с вещами, наваленными со всех сторон. Нива же радовалась и “кушала” все эти ямки играючи.

Если ваш автомобиль выживет и доедет до Волгограда, то с приходом Калмыкии ваши мучения будут вознаграждены — пойдет ровный, аккуратный асфальт с светоотражающей разметкой. Но вместе с ровной дорогой подкрадется другой враг — усталость.

Наш девиз “устать в первый же день” был исполнен достойно. Без остановок на ночлег мы проехали 2100 км до Дербента за 36 часов.

3. В Дагестане мы протестировали все виды дорожного покрытия. От идеального асфальта до его полного отсутствия. Особая жесть была на самом юге республики, где мы гоняли по шиферной гребенке и каменистым серпантинам.

4. Несмотря на все испытания, поломок у нас не было. Не считая потекшей раздатки на Ниве и подспускающих задних колес на обоих автомобилях.

5. В особые говна мы не заезжали, поэтому проверить внедорожные качества машин нам не посчастливилось. Один раз Антоха застрял в прибрежной жиже Чиркейского водохранилища, но и то, только до того момента, как нашел способ включения полного привода в Блейзере.

7. У меня Блейзер ассоциируется с нашим Уазиком Патриотом, только в импортном и более дорогом и комфортном исполнении. Рамная конструкция напоминает о себе каждый раз, когда садишься или выходишь из автомобиля — высота посадки заметно выше, чем у той же Каптивы. Из-за этого для удобства имеется ступенька, которая идеально подходит для подвоза пассажиров и фотографов на небольшие расстояния.

8. Салон автомобиля хорошо приспособлен для поездок на большие расстояния. В нем просторно, есть много всяких ниш, ящичков, подстаканников.

9. Задним, а точнее средним пассажирам вполне свободно. Я даже клал ногу на ногу, когда пытался в дороге работать на ноутбуке. Третий ряд сидений у нас всегда был сложен и находился под завалами из вещей и ковра.

11. В отличии от Нивы, Блейзер бодро ускорялся и позволял комфортно совершать обгоны. Чего никак нельзя сказать про Ниву. Она ревела и гремела, но ускоряться совершенно не хотела. По итогам поездки расходы на бензин Нивы был на 5000 рублей больше, чем на дизель Блейзера. При этом на Блейзере было приятно подниматься по серпантинам, а на Ниве — нет.

12. На крутых и затяжных подъемах у Блейзера повышалась температура масла в коробке. Проблема решилась переходом на понижайку.

14. Вид на водохранилище Гунибской ГЭС.

16. Нивыч и отважный Антоха на краю обрыва Гунибского плато.

17. Вот так выглядела добрая половина дорог Дагестана, по которым нам довелось проехать.

18. Нива всегда шла впереди. Если на горных серпантинах Антоха уходил вперед за счет всеядной подвески, то на трассе медленную Ниву отправляли вперед задавать темп.

19. Теперь пару слов про жилье.
Планируя поездку в Дагестан, мы долго не могли решить — брать ли с собой палатки, или нет. В итоге не взяли и правильно сделали. Мы ночевали в гостинице всего две ночи как только приехали. Дальше нас везде звали на чай/ужин/переночевать все местные жители во всех деревнях и селах где мы только проезжали. Дагестанцы оказались настолько гостеприимным народом, что до самого Грозного мы всегда у котого-то ночевали.

Самой дорогой, пафосной и одновременно комфортной была ночь в отеле Грозного. А дальше на Эльбрусе начался туристический сектор, где местные жители живут как раз за счет приезжих, поэтому там горное гостеприимство вполне обоснованно сменилось исключительно денежными отношениями.

20. Блейзер на фоне ледников Баксанского ущелья.

25. Стоит ли ехать в Дагестан на своем автомобиле? Да, если вы едете не на три дня, если не боитесь горных серпантинов и торчащих камней.
Стоит ли ехать на Эльбрус на своем автомобиле? Нет. Проще долететь самолетом и на месте перемещаться общественным транспортом.

График поездки, вдруг пригодится кому-нибудь, кто решить отправиться по нашим следам:

18 апреля. Старт утром из Москвы.
19 апреля. Без ночевок перегон до Дербента.
20 апреля. Первая ночь в Дербенте. Прогулка по городу, поездка за ковром.
21 апреля. Вторая ночь в Дербенте. Выезд в Цахур, целый день в дороге.
22 апреля. Первая ночь в Цахуре. Прогулки по горам, аклиматизационный выход к ступе.
23 апреля. Вторая ночь в Цахуре. Поездка до границы с Азербайджаном, переезд в Ахты и далее подъем в Куруш.
24 апреля. Ночь в Куруше. Прогулка по полям и камням. Выезд в Дербент, обед с Магамедом, перегон к Чиркейской ГЭС.
25 апреля. Ночевка в Дубках. Целый день съемки ГЭС.
26 апреля. Еще раз ночевка в Дубках, выезд в Кубачи. Вечерний визит к мастерам по работе с серебром и прогулка по туманным Кубачам.
27 апреля. Ночевка в Кубачах. Ранний выезд через горы в Гуниб. Дагестанская свадьба.
28 апреля. Ночевка в Гунибе. Поездка в горы вокруг села, подъем в Гамсутль.
29 апреля. Вторая ночевка в Гунибе. Выезд в сторону Грозного с заездом на Чиркейскую ГЭС. Вечерние съемки Грозного.
30 апреля. Ночевка в Грозном. Съемки в мечети Сердце Чечни, выезд в Баксанское ущелье.
1 мая. Подъем на обсерваторию Терскол.
2 мая. Жизнь на обсерватории.
3 мая. Ночевка в Терсколе. Подъем до скал Пастухова и катание на доске.
4 мая. Выезд в сторону дома.
6 мая. Ночевка в районе Ростова. Перегон до Москвы.

Читайте также:  Что посмотреть в Архызе и вокруг: самые красивые места

Вернувшись обратно домой, показания Нивы и Блейзера отличались на 150 км )
Пробег Блейзера — 5763 км
Пробег Нивы — 5930 км

Средний расход Блейзера — 9.8 л/100 км
Средняя скорость 56.5 км/ч

Расходы в рублях на троих человек и два автомобиля:
22 589 — бензин, который скушала Нива
17 641 — дизель, который скушал Блейзер
22 063 — питание в поездке
19 094 — проживание
14 111 — прочие расходы (подъемники на Эльбрусе, аренда сноубордов, покупка диктофона и принтера)
35 000 — дагестанский ковер
18 000 — ремонт колиной фототехники
3 624 — алкоголь
580 — платные трассы

Итого 152 442 рубля. В расчете на человека — 50 814 рублей.

За эту поездку мы познакомились с большим количеством хороших людей. Теперь нас всегда ждут обратно в Дагестан, и мы регулярно созваниваемся с нашими новыми друзьями. Хочется поблагодарить всех, кто участвовал в организации нашей поездки, давал рекомендации и делился контактам. Спасибо всем, кто приглашал нас к себе в дома, поил, кормил и устраивал на ночлег!

Совершенно не правильно оценивать кавказцев только по новостям из телевизора. Это как смотреть на пьяных быдло-русских на пляжах Анталии и думать, что мы все такие.

Дагестан: поездка в Страну гор

Есть ли в России регион, сильнее окруженный стереотипами, чем Дагестан? Опасно ли там? Если верить СМИ, в республике в каждом доме скрывается по боевику. Мы не испугались и решили проверить. Рассказываем о нашей поездке в Дагестан на машине в 2018 году.

В Дагестане — все самое-самое на Кавказе. Самая многонациональная республика, самая разнообразная природа, самая вкусная кухня, самые добрые гаишники и самые гостеприимные люди.

Содержание:

Безопасность в Дагестане

В Дагестане мы чувствовали себя безопаснее, чем в родном городе. Да, здесь незнакомые люди на улице могут наброситься. чтобы накормить и помочь. Если вам предлагают зайти в гости и поесть, спасайтесь: вас закормят и еще пригласят переночевать, а вдогонку дадут еду с собой. Гость — это святое.

Довольно много постов ДПС. Останавливают, чтобы зарегистрировать и проверить документы, а еще спросить, все ли в порядке, нужна ли помощь и не обижает ли кто-нибудь. К сотрудникам полиции можно обратиться с любыми вопросами: где купить хороший бензин или как проехать к достопримечательностям.

По-настоящему опасны в Дагестане коровы и лихие водители. Первых остерегайтесь на горных серпантинах — они неожиданно появляются посреди дороги из-за поворота или могут в припадке безумия пробежать перед автомобилем. Вторых сторонитесь в районе Махачкалы — камикадзе по встречной стремятся обогнать как можно больше машин и не возвращаются на свою полосу до последнего. В горном Дагестане водители более спокойные.

Совет. Все же в Дагестане не совсем безопасно. В СМИ еще проскальзывают сюжеты о ликвидированных боевиках и нападениях на посты ДПС. Следите за новостями!

Правила существуют, чтобы их нарушать. Невозмутимые коровы выныривают из-за поворотов постоянно. Перед вами может пробежать отара овец или стадо баранов.

Менталитет

Где в России самые открытые и гостеприимные люди? В Дагестане. Здесь обычный туризм превращается в этнографический. Вы только спросили у местных что-нибудь, а уже сидите за накрытым столом, слушаете про житье-бытье, знакомитесь с членами семьи и разглядываете фотографии. Жители горных аулов так искренне рады вам, что нужно иметь холодное сердце, чтобы отказаться от приглашения.

По словам хозяйки нашей гостиницы Земфиры, у всех дагестанских женщин мощный материнский инстинкт, поэтому они стремятся всех накормить, напоить и спать уложить.

В гостях у жительницы аула Чох.

В путешествиях по миру мы привыкли отказываться от помощи и общения, потому что в 99,99% это хелперы. Они обязательно приведут в магазин или отель, который платит им комиссию, или попросят деньги за услуги. Мы воробьи стреляные, и на удочку не ведемся, поэтому почти не общаемся с местными. Эта привычка в Дагестане ни к чему: здесь НУЖНО общаться, иначе вся прелесть путешествия потеряется — это будет лишь очередная охота за красивыми достопримечательностями.

В поездке по Дагестану мы не встретили ни одного человека, который бы захотел извлечь из общения с нами выгоду. Чего только стоил случай, когда в горах мы искали никому неизвестную пещеру! Началось все с банального желания местных жителей показать нам дорогу, а закончилось тем, что два аула вместе с сельской администрацией помогали нам в поисках, а местные чуть ли не ссорились за право принять нас как гостей у себя дома.

Приветливый водитель в Дербенте. Рамазан познакомил со своим осликом. Абдусалам — бескорыстный проводник к пещере Янтау.

Где жить

В отличие от Ингушетии, здесь много отелей. Больше всего вариантов в крупных городах: Махачкале, Избербаше и Дербенте. Гостевые дома есть даже в небольших селах — например, в аулах Чох, Салта, Кубачи. Это удобно, потому что не нужно все время возвращаться в одну точку. Даже если гостиницы нет, можно попроситься ночевать к местным — никто не откажет. Мы не пробовали, но нам постоянно предлагали ночлег.

Азат в гостях у жительницы села Чох.

Цены на размещение приемлемые, в Махачкале и Дербенте — от 1000-1200 рублей за двухместный номер.

Вот где мы жили:

  • Дербент — отель “Арбат” 4* в центре города. 1500 рублей за номер. Довольно удобные въезд и выезд из города, есть свой недорогой ресторан.
  • Гуниб — отель “Белые журавли”. 2000 рублей за 2 номера для троих человек. Включены убийственно вкусные завтраки, которые готовит хозяйка Земфира. Пожалуй, из всех многочисленных гостиниц в России, где мы жили, эта лучшая в соотношении “цена-качество”. Очень рекомендуем!

В селе Чох теперь есть примечательный этно-дом. Местный энтузиаст восстановил полуразрушенный дом и превратил его в музей-отель. Номер стоит от 2000 рублей.

Этно-дом с арками — в правом верхнем углу.

Национальная кухня

Блюд национальной кухни мы пробовали немного:

  • Хинкал — это вареное на пару или в воде тесто, которое подается с мясом и крепким мясным бульоном, а также соусом. Необычайно сытно и вкусно. Цена — от 250 рублей.
  • Урбеч — ореховая паста, по вкусу как жидкая халва. Иногда делается из семян — например, кунжута.
  • Чуду — лепешки или пироги с начинкой. Бывают тонкие и толстые. От 100 до 250 рублей в зависимости от вида.

Еще популярны мясные супы и курзе — как наши вареники. Ну и повсеместно есть традиционные шашлык, люля-кебаб, плов, лагман. Из сладкого советуем миндальные шекерпаре и пахлаву — пальчики оближешь!

Хинкал — сытно, вкусно, недорого.

Карта достопримечательностей

Что посмотреть

Когда мы начали искать, что посмотреть во время путешествия по Дагестану, нас захлестнула лавина информации. В республике столько необычных и разнообразных мест! Расскажем только об основных и самых интересных, которые мы посетили.

Хунзахское плато + крепость + водопад Тобот. Широченное плато на 1700-2000 м н.у.м., с которого срывается изящный водопад Тобот. Особенно красиво на закате.

Гуниб. Погуляйте по парку “Верхний Гуниб” и посетите крепость, поднимитесь на гору Маяк. С Маяка открываются восхитительные виды — местные советуют встречать там рассвет или закат.

Подземный Салтинский водопад. Удивительное место: сначала вы пройдете по теснине, которая приведет вас в пещеру. В потолке пещеры — дыра, откуда и низвергается водопад. Летом он полноводный, и в некоторых местах придется пройти по воде. Мы были в октябре, когда почти все пересохло.

Карадахская теснина. Тут появляется ощущение, будто попал в затерянный мир. Только птицы, горы и тишина. Добраться можно с Хунзахского плато или из Гуниба. Из Гуниба — сначала по асфальту, потом около 20 км по грунтовке через перевал.

В Карадахской теснине. Дома в селе Чох.

Заброшенные аулы. Гамсутль, Гоор, Корода — яркие представители типичных полуразрушенных горных аулов Дагестана.

Сулакский каньон. Пишут, что он красивее Гранд-Каньона в США. Ну не знаю. Лучший вид — со смотровых площадок в поселке Дубки.

Самурский лиановый лес. Здесь тихо, прохладно и спокойно, но дорога к заповеднику убитая. Местные посоветовали приезжать именно в Самур — там самые красивые лианы.

Дербент. В Старом городе много интересного: древняя мечеть, крепость, музеи, извилистые улочки. Во внутренних дворах и переулках сушится белье, на порогах домов жмурятся коты, а с веток деревьев тяжело свисают спелые гранаты и хурма. Дербент — древнейший город России, первые поселения появились здесь более 5000 лет назад.

Бархан Сарыкум. Удивительная груда песка посреди степей. Как бархан образовался? Почему не двигается? У ученых пока нет четких ответов. Здесь особый микроклимат и много краснокнижных животных, хотя с виду он безжизненный. Рядом — живописная заброшенная ж/д-станция.

Бархан Сарыкум. Аул Гоор на закате.

Дороги

В отличие от других кавказских республик, в Дагестане густая сеть дорог. Чтобы добраться из одного горного села в другое, необязательно спускаться на равнину и выезжать на другую дорогу — почти всегда можно проехать напрямик.

Дороги в горном Дагестане — это бесчисленные спуски, подъемы, перевалы и серпантины. Часть из них покрыта отличным асфальтом (дороги между главными поселками), часть — грунтовки разного качества: от приличных до зубодробительных терок. Если вы не хотите скакать по кочкам и задыхаться от пыли, выбирайте основные. Но лучшие виды, конечно, на непопулярных дорогах.

Даже на самых полузаброшенных второстепенных дорогах всегда встречаются машины, так что не опасайтесь заблудиться или сломаться — помощь найдется.

Серпантин, который ведет с озера Кезеной-Ам в Дагестан. По дороге в Гуниб.

Заправки в Дагестане

В блогах других путешественников читали, что с бензином в Дагестане беда — его нещадно бодяжат. Парадокс, но перед поездкой мы больше всего переживали из-за плохого бензина, а не из-за безопасности.

В Дагестане нет ни одной привычной нам заправки, зато вы увидите массу подделок: “Лукойл”, “Роснефть” и “Газпром” в разных вариациях — от пропуска букв до удвоения согласных. АЗС встречаются часто, а вот заправляющихся там мало. Местные почти все ездят на газу.

Как найти хорошую АЗС:

  • Спрашивайте у местных, где они заправляются. ДПС тоже подскажут, где. Опросите как можно больше людей.
  • Выбирайте заправки, где стоят местные дорогие авто.
  • Не останавливайтесь там, где есть неведомый 93 или 96 бензин.

Где заправлялись мы:

  • Выезжая из Чечни, мы заправили полный бак — у них бензин хороший (например, на АЗС “Лидер” на Кезеной-Ам).
  • Рядом с Гунибом, на дороге мимо села Нижний Кегер, есть одноименная красная заправка. Пополняйте бак утром — вечерами бензин заканчивается.
  • Безопасно заправляться на АЗС “Гостнефть” — по трассе Р-217 мимо Дербента и Махачкалы их несколько. Говорят, там бензин лукойловский из Волгограда.
  • Один раз заправлялись на сетевой АЗС “Русьнефть” — местные оценили ее бензин как “ни плохой, ни хороший”.

В Дагестане много мимикрирующих заправок. Такие заправки — не редкость.

Полезные ссылки

Сайты, которые вдохновили на путешествие по Дагестану и помогли:

  1. Шикарные фотографии республики в блоге Дмитрия Чистопрудова.
  2. Взгляд на Дагестан изнутри. Много увлекательных статей, интервью и рассказов о жизни местных жителей на сайте “Это Кавказ”.
  3. Путеводитель: статьи, достопримечательности, новости, афиша на strana.ru.

Аутентичная улица в Дербенте.

Ссылка на основную публикацию