Лучшие пляжи Балтийска и Балтийской косы: общественные, обустроенные и дикие

Дикий отдых на российском западе. Балтийская коса –альтернативная краса

Размышляя, чем «Калининград24» может помочь врио главы области Антону Алиханову, мы нашли новые аргументы в переговорах с Польшей. В свое время поляки просили открыть им погранпереход на Балтийскую косу для пеших и вело туристов. Чем вам не шаг в развитии туристической отрасли региона?

В мире полно несправедливости, не только в обществе, семьях, но и в самой природе. Вот вам пример. В 2000 году Куршская коса Калининградской области включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальный природно-антропогенный ландшафт и территория исключительного эстетического значения, крупнейшее песчаное тело, входящее, наряду с Хельской и Балтийской косами, в балтийский комплекс песчаных кос, аналогов которому нет в мире.

Благоприятные климатические условия позволяют отдыхать на Куршской косе в период с мая по ноябрь. И все бы хорошо, однако Балтийская коса так и осталась в тени своей более раскрученной сестренки. Так что дело тут точно в PR, а не в красоте.

Самый доступный из диких пляжей в Калининградской области

Когда смотришь на карту, обе балтийских природных достопримечательности – с одной стороны Куршская коса, с другой Балтийская – выглядят очень далекими. Но стоит сесть в автобус или маршрутку до самого западного города нашей страны Балтийска, и понимаешь, что прекрасное далеко может быть гораздо ближе, чем кажется на первый взгляд. Около часа в пути, пять минут пешком до пристани, еще пять на пароме или две-три на моторной лодке, и словно попадаешь в другой мир.

С одной стороны – Калининградский (он же Вислинский) залив, с другой бескрайнее Балтийское море, а впереди песчаная полоска суши, уходящая вдаль, всего около 65 км, из которых примерно 35 идет по российской территории, до самой границы с Польшей.

Но забираться по косе так далеко вглубь совсем не обязательно – главные ее достопримечательности в пешей и вело-доступности.

Налево пойдешь – в гидрогавань попадешь, направо пойдешь – форт немецкий найдешь, прямо пойдешь – полные карманы янтаря наберешь…

По берегу Калининградского залива тянутся бетонные дороги, взлетно-посадочные полосы пересекают косу, вглубь леса уходят небольшие дорожки. Сейчас по ним катаются туристы на велосипедах, изредка проезжают немногочисленные рыбаки на авто с лодками в прицепах. А еще совсем недавно, в прошлом веке, здесь взлетали и садились при любой погоде военные самолеты: взлетные полосы с подогревом специально расположены под углом друг к другу, и гидрогавань была оснащена подсветкой.

Нойтиф был самым оснащенным в Восточной Пруссии военным аэродромом, построен на Фрише Нерунг (немецкое название косы) в 1934-39 годах. В комплекс авиабазы входили ангары, самолетные и оружейные мастерские, склады, стрельбища, насосная станция, котельная, установки для хранения ГСМ и заправки топливом в гавани и на аэродроме, трансформаторная подстанция, радиоцентр, административные здания, казармы для персонала, хозяйственные постройки.

Во время Второй мировой войны аэродром не пострадал, и в советские годы здесь базировались уже наши военные самолеты, в том числе Бе-4а, Бе-6, Бе-12 и «Каталина». После того, как в середине 1990-х последний военный самолет покинул Балтийскую косу, строения обветшали, многие были разобраны на стройматериалы. Внушительные руины ангаров и сохранившиеся в прибрежных дюнах ДОТы могли бы стать очень реалистичной площадкой для фильмов про войну или исторических квестов.

Для тех, кто любит подревнее: форт Западный, умирающий страж входа в Калининградский залив и порт.

До начала XVI века коса соединялась с материком, но в результате мощного шторма 10 сентября 1510 года образовался пролив, открывший путь кораблям в гавань немецкого города Пиллау (совр. Балтийск). Последующие военные конфликты с соседними государствами показали необходимость защиты пролива, для этих целей и был построен в 1869-1871 годах форт. Это было строение из красного кирпича в форме неправильного пятиугольника, с тыла его прикрывал ров с водой, через который перекинут подъемный мост.

Вторая мировая пощадила форт, но стихия и отсутствие ухода привели его в руинированное состояние. С каждым годом соленые волны, песок и ветер все больше разрушают этот объект культурного наследия. Да и местные жители не брезгуют немецким кирпичом для своих хозяйских нужд.

Встретить закат и проводить корабли в открытое море – Южный мол на краю земли.

Закаты над морем неповторимы, особенно когда наблюдаешь завершение дня с пустынного мола под шум волн, разбивающихся о его укрепления. Не обращая внимания на красочное небо, мимо спешат корабли и паромы: военные уходят на учения, рыболовецкие отправляются на промысел, гражданские увозят разноцветный тетрис грузовых контейнеров.

Пикник в дюнах и ночь под звездами. «Дикий» туризм проще, чем мы привыкли думать.

У тех, кто оказался очарован Балтийской косой настолько, что не захотел вернуться на материк, есть возможность провести здесь не один день. Проще всего остановиться на ночлег в одном из домиков или комнате, которые сдают в аренду местные жители, или на старой турбазе на берегу залива. Романтики и любители посиделок у ночного костра прямо у причала могут взять напрокат абсолютно все необходимое оборудование: от палатки и спальника до котелка и шампуров.

Не хотите готовить еду – на причале есть магазин и кафе, ассортимент в них невелик – зато и цены приятно отличаются от курортных. (А вот аптеки на косе нет, так что минимальный запас медикаментов лучше брать с собой.) Для многих жителей мегаполисов такой уединенный отдых становится традицией, ведь где еще можно так просто ощутить себя на необитаемом острове – сколько бы компаний не было поблизости, дюны и сосны скроют небольшой палаточный лагерь от любопытных глаз.

Дикие соседи и пернатые путешественники

Возможно, на огонек заглянет кто-то из диких обитателей косы: в дюнах, поросших лесом, живет 29 видов млекопитающих, помимо самых обычных ежей и кротов здесь встречаются лесная куница, енотовидная собака, лиса, кабан, барсук, косуля. Их не стоит опасаться, но и прикармливать с рук не нужно.

Не только люди путешествуют по косе, поскольку ее территория является частью Беломоро-Балтийского миграционного пути птиц, в весенне-летний период здесь присутствуют 115 видов пернатых. Часть птиц перелетные, часть постоянно гнездятся здесь, из них 5 видов занесены в Красную книгу Балтийского региона.

В советские годы на Балтийской косе работал зоологический заказник «Вислинская коса», он занимался охраной и обогащением животного мира. Сейчас в планах развития Калининградской области обсуждается его возрождение.

Ветер, песок и вода – вечные создатели и разрушители косы.

Под действием двух противоборствующих стихий – морских волн и берегового течения с одной стороны и ветра с другой – песок, перемещаясь, создавал косу и покрывающие ее дюны. Этот процесс начался около шести тысяч лет назад и не прекращается по сей день. Но те же ветер и песок являются ежедневной угрозой всем живущим на косе.

Местные поселения неоднократно заносило песком и чтобы противостоять стихии, люди начали берегозащитные работы. С конца XVIII века проводилось укрепление дюн: для защиты высаживались деревья и кустарники, создавались искусственные укрепления. Так территория косы оказалась на 80 процентов покрытой лесом, и движение песка практически прекратилось – во всяком случае, теперь оно не опасно для небольших поселков, расположенных на косе.

Фотогербарий из краснокнижных растений и алыча на десерт.

Сейчас на Балтийской косе насчитывается около 600 видов различных растений: деревьев, кустарников, трав, мхов и лишайников. Помимо нескольких видов сосен, березы и ольхи, здесь растет множество плодовых деревьев – яблони, груши, сливы, алыча. И хотя растут они в природном беспорядке, плоды большинства этих деревьев не уступают садовым по вкусу. Из кустарников особенно популярны облепиха и шиповник, травы представлены в том числе и тринадцатью краснокнижными видами, среди которых особенно выделяется своим цветом и формой синеголовник.

Но все же главной целью поездки на Балтийскую косу, тем более в летний курортный сезон, является настоящий дикий песчаный пляж. Он тянется вдоль всего побережья, и сколько бы отдыхающих не было на косе, здесь всегда найдется свободное место даже для большой семьи или шумной компании.

Кроме того, несмотря на отдаленность от Калининграда, сюда проще всего добраться без собственного автомобиля.

Особая природная зона и велодорожка в Польшу: перспективы развития туризма на Балтийской косе.

Долгие годы Балтийская коса была закрыта для посещения, как и весь город Балтийск, о ней редко вспоминали, и туристы не часто наведывались сюда. Сейчас все больше людей, однажды посетив самый западный край России, стремятся приехать еще раз, а для многих Балтийская коса уже стала традиционным местом летнего отдыха.

Недавно в правительстве области стали обсуждать планы придания косе особого статуса и создания здесь туристических маршрутов. Польская сторона уже не первый год просит рассмотреть возможность открытия погранперехода для пеших и вело туристов. Пока эти идеи обсуждаются, у любителей отдыха «дикарями» есть время насладиться практически полным отсутствием цивилизации на просторах Балтийской косы.

Ксения Семенова,

историк Калининградской области

Фото автора, кроме пограничного – Википедия и карты – Яндекса

Р.S. В минувший вторник глава Минприроды и экологии региона Юрий Шитиков сообщил, что в 2017 году на Балтийской косе может стать особо охраняемой природной территорией.

«Цель создания ООПТ — сохранение уникальных уголков природы на территории региона. По Балткосе ситуация осложняется согласованием с Минобороны, но этот вопрос прорабатывается, Никаких ограничений на посещение косы для людей, естественно, не будет. Такая мера позволит запретить строительство на этой территории и другое коммерческое использование земли». — подчеркнул чиновник.

Дикие пляжи. Окончание: Балтийск накануне туристического сезона

После Куликово, Пионерского, Донского и Янтарного мы приехали в последнюю точку, куда должно было прийти Приморское кольцо, но так и не пришло: в Балтийск. На въезде в этот гарнизонный городок уже нет бывшей достопримечательности — заставы, проехать на машине можно без проблем. Хотя не стоит забывать, что Балтийск является территорией с регламентированным посещением иностранными туристами: чтобы в него попасть, нужно особое разрешение. Что, впрочем, не мешало местным подрядчикам привлекать к строительству гастарбайтеров из СНГ.

Любопытно, что уже после Янтарного мы не смогли настроить радиоприемник в машине ни на одну российскую волну. Ловились только польские радиостанции, к примеру, радио «Гданьск» и «Труймясто».

В Балтийске с указателями очень туго, поэтому мы просто поехали по главной дороге, которая в итоге привела нас к городской набережной. Пляжа в центре города нет, но прогуляться тут — одно удовольствие. Мы прошлись к памятнику Петру Первому мимо паромной переправы, по которой можно попасть на Балтийскую косу. Можно посидеть на берегу канала, посмотреть, как мимо проплывают баржи и военные корабли.

Если пойти в противоположную от Петра Первого сторону, то попадаешь на старый заасфальтированный городской променад, около которого стоит местный аквапарк. Затем — на северный мол, где находится памятник императрице Елизавете на коне. Около памятника также есть парковка, развёрнуты сувенирные лавки, в которых торгуют изделиями из янтаря. На молу — десятки рыбаков, рядом начинается широкий пляж с белым песком. Здесь неподалеку интернациональное кладбище, на котором похоронены больше 13 тыс человек, узников концлагерей и пассажиров лайнера «Вильгельм Густлофф».

Если идти по пляжу километра два, то можно добраться до деревянного променада, который был построен несколько лет назад. Правда, на пляже нет ни одного туалета. Такая же проблема — на променаде, где открылись несколько летних кафе. Но пляжи здесь прекрасные. Море свинцового цвета, на горизонте видны патрулирующие акваторию военные корабли.

В Балтийске есть три гостиницы, в которых можно остановиться. Стоимость двухместного номера — 1,5 тыс рублей в сутки. Местная достопримечательность — гостиница «Золотой якорь», в которой в советские времена останавливался российский поэт, лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский. Номера в этом отеле дороже. Через интернет можно найти квартиры посуточно, двухкомнатная — от 1 тыс рублей в сутки.

Читайте также:  Что посмотреть в Кеми и окрестностях - достопримечательности с фото, адресами и описаниями

Что касается общепита, то он здесь присутствует, и весьма неплохой. Цены, конечно, как и в других прибрежных городках, не самые низкие, но готовят вкусно.

После прогулки по центральной части города мы отправились искать пляжи на выезде. Правда, отсутствия указателей уехали в итоге к госпиталю Балтфлота. На наш вопрос, как найти пляж, местные жители очень удивились. «Да он тут везде — просто пройдите несколько метров в направлении моря». Мы идем по лесу — и действительно: буквально в 100 метрах начинаются дюны, а за ними — широкий пляж и море. На дюнах цветет шиповник рядом с непонятно откуда взявшейся колючей проволокой. На песке загорают люди, молодежь играет в пляжный волейбол. Спасателей здесь нет, кабинок для переодевания, урн и туалетов нет тоже. Впрочем, это и неудивительно: в Балтийске пляж действительно везде, и, наверное, у местных властей просто нет возможности обустроить его полностью. Впрочем, никаких удобств мы не нашли и около городского променада.

Вывод: отдыхать в Балтийске можно. Если заблудитесь — просто спросите дорогу у местных жителей, потому что указателей здесь нет. Отдыхать здесь можно так же, как и в других местах: без особого комфорта. Но если вы никогда не были здесь летом, просто стоит приехать, чтобы прогуляться по этому тихому и спокойному городу, в котором много старых, но ухоженных зданий и в котором в свое время останавливался поэт Бродский.

Дикий Запад: что будет с Балтийской косой

Балтийская коса в последнее время оказалась в центре внимания из-за начала работ по превращению ее в остров. Варшава уже давно вынашивала идею перекопать косу у границы с Россией, чтобы польские суда могли напрямую попадать в свои территориальные воды. Минприроды РФ обеспокоено возможным вредным воздействием на окружающую среду уникальной зоны, которая отличается повышенной уязвимостью к антропогенному воздействию и нефтяному загрязнению и служит коридором для мигрирующих птиц. По данным польских СМИ, Еврокомиссия на днях выступила против строительства и направила в адрес властей два письма с требованием приостановить работы, пока не будет оценен возможный урон экосистеме. Тем временем российское правительство озаботилось развитием в регионе туристической инфраструктуры. Чем живет Балтийская коса сейчас и что ее ожидает в ближайшем будущем, разбирались «Известия».

Когда время остановилось

Балтийская коса, или Фрише Нерунг, — самая западная российская территория. Узкая полоска суши, разделяющая Балтийское море и Калининградский залив, по аналогии с более известной Куршской косой поделена на две части: 35 км относится к российской территории, еще 30 км — к польской, где она и берет начало.

На польской стороне располагается курорт Крыница Морска с многочисленными домами отдыха, ресторанами и парками развлечений, куда приезжают ежегодно тысячи местных и иностранных туристов. На российской территории — небольшой поселок Коса, несколько войсковых частей и километры пустынных пляжей и нетронутых лесов.

Поселок входит в состав Балтийского городского округа, в нем несколько десятков домов, численность постоянного населения — 900 человек. Фактически местные жители отрезаны от остального мира — добраться на косу можно из Балтийска (бывший Пиллау) на пароме или лодке через морской канал, по которому на главную базу Балтийского флота и далее в порт Калининград заходят военные корабли и гражданские суда. Паром ходит раз в два часа, на него помещается не более 20 машин. Время в пути — 7–10 минут, но периодически канал штормит и паромное движение закрывается. Тогда попробовать перебраться с берега на берег можно на лодке — бесстрашные местные жители предлагают свои услуги туристам не очень дорого, но нелегально.

На Балтийской косе давно уже нет школы, а офис врача общей практики появился лишь три года назад, после того как местные жители и туристы собрали подписи под письмом к экс-губернатору Николаю Цуканову. До этого медики могли добраться на косу в экстренных случаях лишь на пароме.

Время на косе как будто остановилось сразу после войны, когда в мае 1945 года советские войска ценой огромных усилий и больших потерь штурмовали немецкую крепость Пиллау и саму Фрише Нерунг.

На косе до сих пор орудуют «черные копатели». Они ищут в лесах артефакты времен Великой Отечественной и до сих пор находят останки погибших солдат.

Рай для романтиков

Калининградские туристы открыли для себя Балтийскую косу после 2010 года, когда был разрешен беспрепятственный проезд в некогда закрытый Балтийск. В основном сюда приезжают летом с палатками, но в последние годы жители поселка Коса поняли, что на гостях можно зарабатывать, и стали сдавать им свои квартиры или места в кемпингах, где в качестве жилья используют списанные немецкие дома на колесах. На косе начали появляться турбазы, есть апартаменты довольно высокого класса, но их единицы.

Отдых здесь до сих пор считается диким: пляж неофициальный, спасателей нет. С туристической инфраструктурой тоже всё печально: отдыхающих на пирсе встречает небольшой магазинчик, летом работает кафе с незатейливым меню и прокатом велосипедов.

И всё это на территории с бескрайними песчаными пляжами, где на дюнах цветет шиповник, а осенью плодоносит облепиха. В любое время года после штормов на белый песок выбрасывает тысячи мелких кусочков янтаря, которые лучше всего собирать в темноте, подсвечивая фонариком, — в его лучах окаменевшая смола начинает сверкать.

На косе сохранились уникальные огромные ангары люфтваффе, на которых больше 70 лет назад базировалась немецкая авиация. Если проехать чуть дальше вглубь косы, можно увидеть сохранившуюся с довоенных времен взлетную полосу, около моря — немецкие бункеры. В некоторые из них еще можно попасть — забраться со стороны песчаной дюны, спуститься на пару этажей вниз и выйти к морю. В начале косы, недалеко от Южного мола, находятся руины Западного форта. Он внесен в список объектов культурного наследия, областные власти ищут инвестора, который взялся бы за его восстановление и развитие. А пока форт потихоньку разбирают на кирпичи.

В конце прошлого года вокруг ангаров разгорелся скандал. Выкупивший их в 1990-х годах собственник решил строения снести и отправить на металлолом, поскольку они якобы представляют опасность для туристов. Жители Калининградской области создали петицию с призывом остановить снос. «Аэродром «Нойтиф» является главным туристическим объектом Балтийской косы, а также одним из основных туристических мест в Калининградской области. Люди едут со всей России, чтобы увидеть это место вживую. По сути, это один из исторических символов Балтийска и Калининградской области. Объект имеет большие перспективы для развития туризма в Балтийском районе», — отмечалось в послании.

После того как общественность обратила внимание на проблему, снос ангаров был приостановлен. Собственник заявил о готовности продать их, а областная служба охраны памятников начала рассматривать заявление жителей о признании ангаров объектами культурного наследия. Если это произойдет, снести их будет нельзя.

Терра инкогнита

Надо сказать, что местные жители край свой очень любят и внутренний туризм пытаются развивать собственными силами. Валерия Надымова, биолог по образованию, два года назад организовала на косе частный музей «Балтийский люнет», который расположился в довоенном фортификационном сооружении. В прошлом году его посетили около 5 тыс. человек. Всего же, по данным Надымовой, на косу с мая по сентябрь 2018 года на пароме переправились 100 тыс. человек.

«Буквально на днях, в январские морозы, я проводила экскурсию для 34 третьеклассников из Калининграда. Канал во льду, на улице минус 8, а ребята хотели посмотреть самый западный музей и Балтийскую косу. Показывала им ангары, братскую могилу, в которой похоронены советские солдаты, штурмовавшие Фрише Нерунг, — рассказала она. — Летом у нас процентов 80 посетителей — это российские туристы, узнавшие о Балткосе через интернет или от знакомых, которые здесь уже бывали раньше. Конечно, им очень интересно, потому что это самая западная точка России и при этом фактически неизведанная территория, терра инкогнита».

Балтийская коса по своим природным богатствам похожа на Куршскую, но здесь, уточняет Надымова, есть много интересного — например, огромное количество фортификационных сооружений, которые были возведены в XIX веке: «Балтийская коса — своеобразный музей под открытым небом. Здесь в советские времена была уникальная авиационная база, здесь были построены уникальная гидрогавань, ангары, аэродром, которые использовались советским командованием и в течение 50 лет после окончания войны. В книге отзывов наши туристы пишут, что это самое интересное место в Калининградской области».

Помимо богатой истории, Балтийская коса привлекательна природными ландшафтами: «Здесь есть суходольные луга и открытые дюны, есть то, чего нет на Куршской косе. Дело в том, что первые эксперименты по укреплению авандюн проходили именно на Фрише Нерунг. Только после этих экспериментов стали укреплять Куршскую, поэтому некоторые растения туда не попали. У нас есть облепиховая горка, огромные пространства засажены круглым шиповником. Это уникальная территория, на которой можно развивать не только военно-патриотический туризм, но и экологические маршруты, показывать антропогенное воздействие на природу».

Валерия Надымова считает, что Балтийская коса может стать туристической жемчужиной региона, но для этого необходим стратегический план на государственном уровне. В первую очередь надо оградить ее от застройки, присвоить статус особо охраняемой природной территории. На территории поселка можно восстановить старые разрушенные здания, оборудовать там гостиницы, кафе, клубы, театры, детские площадки, музейные пространства. Кроме того, очень нужно вернуть на косу начальную школу. «Тогда сюда могут приехать молодые специалисты, чтобы развивать эту территорию, и тогда здесь появятся инвесторы», — уверена местная жительница.

В ожидании инвесторов

Глава администрации Балтийского городского округа Сергей Мельников в беседе с «Известиями» также говорил об огромнейшем туристическом потенциале Балтийска и Балтийской косы. При этом попытки польских соседей прорыть на своей территории канал, по его словам, на ситуацию никак не повлияют.

В октябре минувшего года в Калининградскую область приезжал российский премьер-министр Дмитрий Медведев, ему показали презентацию о Балтийской косе. «Мы вместе с представителями правительства все объехали и подготовили некий проект по презентации того, что могло бы быть на Балтийской косе при поддержке федерального центра, — рассказал Сергей Мельников. — Там серьезные заявки. Можно разместить большой аквариум, две гостиницы, одну в центре поселка, вторую — с использованием бальнеологических источников, потому что под нами геотермальная аномалия и много чего интересного. На косе можно организовать спортивные центры и т.д. В целом — сделать Балтийскую косу нацпроектом».

Он отметил, что на Балтийской косе есть земли Минобороны, а есть и общественные, поэтому любых инвесторов в пределах поселений можно привлекать уже сейчас. «Но инвесторы пойдут, когда будет турпоток. У нас же он зависит от сезонности и от того, каким будет лето. Плюс паром не всегда ходит — из-за штормов канал закрывают. Вот минувшим летом, когда было тепло, мы сразу увидели трехразовое увеличение туристического потока», — пояснил он.

По итогам заседания правительственной комиссии под руководством Медведева вышел список поручений, одно из которых касалось Балтийской косы. Минэкономразвития, Минприроды, Минфину, ФСБ, Ростуризму и правительству Калининградской области поручалось представить в правительство РФ согласованные предложения о создании и развитии туристической и обеспечивающей инфраструктуры на территориях национального парка «Куршская коса» и государственного природного заказника регионального значения «Балтийская коса». Срок исполнения поручения — до 1 декабря 2018 года.

Правительство Калининградской области предоставило полный пакет предложений по развитию Балтийской и Куршской косы в правительство РФ в установленные сроки. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе регионального правительства со ссылкой на вице-премьера Гарри Гольдмана. «Региональным правительством подготовлена масштабная программа с участием частного и государственного капитала. Сформирована целая программа по созданию туристического кластера и подготовке соответствующей туристической инфраструктуры, — отметили в пресс-службе. — Проекты, которые планируется реализовать на Балтийской косе, — это и замена паромного сообщения на новые современные паромы, автодорога по Балтийской косе до границы, и пункт пропуска через госграницу, строительство дельфинария с центром океанологии и морской биологии, где планируется изучение и разведение ценных и исчезающих пород рыб (например, балтийского осетра), строительство экологического курорт-отеля, кемпингов, благоустройство парковой зоны и многое другое. Сейчас все эти предложения находятся на рассмотрении в правительстве РФ. После утверждения концепции развития можно будет говорить о сроках реализации».

Читайте также:  8 способов добраться из Москвы до Санкт-Петербурга: дешевле, быстрее, удобнее

10 лучших пляжей Балтийского моря в Калининграде

Море песка, солёной воды и удовольствия.

Самые лучшие калининградские пляжи

Начиная с мая, все лето и сентябрь лучшее времяпровождение в Калининградской области — это купаться в Балтийском море, загорать и лежать на пляже.

В середине лета Калининградская область становиться очень популярной – курортный сезон в разгаре. А что нужно для правильного отдыха? Ответ очевиден – хороший пляж.

Лучшее место, где можно это делать целый день — пляжи в Янтарном или на Куршской косе. Они очень большие, места хватает всем калининградцам и туристам. Заход в море очень комфортный, пологий, чистое море, без камней, для детей и взрослых очень удобно, приятно и безопасно.

Очень важно, что воздух чистый, никто особо не жарит шашлыки, все очень цивильно и достойно.

Можно ничего не делать, валятся на песке, купаться часами, когда комфортная теплая вода, пить морсы-пиво-соки, читать книги, играть в пляжный волейбол или карты. Запускать воздушных змеев с детьми, строить песочные замки.

А по вечерам можно наблюдать красивые янтарные закаты. Но есть и другие интересные места. Подробности в нашем обзоре калининградских пляжей.

Топ 10 калининградских пляжей

Пляжи Куршской косы

Куршская коса – это по сути 48-километровый пляж (российская часть) с идеально чистым мелким песком, приятно поющим под ногами и комфортным входом в воду. Туристы останавливаются в поселке Лесной, Рыбачий или Морское. Местные любители уединенного отдыха приезжают на целый день – километры идеального песка, дюны, лес и ни единой души!

Пляжи Зеленоградска

Зеленоградск считается главным курортным городом Калининграда. Пляжи хороши чистейшим белым песком, который местами образует небольшие дюны. Донный рельеф ровный – для детей подходит отлично.

Пляжи отлично обустроены, есть спасательная бригада, променад, множество уютных кафе и ресторанчиков. По обе стороны променада имеются «дикие пляжи», а по направлению к Куршской косе находится известная «сковородка» – жаркий пляж, закрытый дюнами от ветров.

Светлогорский пляж

Светлогорский пляж нельзя назвать идеальным, так как неоднородный песок идет вперемешку с мелким и крупным камешком. Ширина пляжной полосы всего 20-25 метров от обрывистого утеса. Но город привлекает туристов высоким уровнем пляжного комфорта – шезлонги и зонтики (платно), роскошный променад, беседки и многочисленные кафе.

Центральная часть пляжа многолюдна, более дикие места находятся в восточном направлении, где спокойнее и заметно шире. А вот в западном направлении все наоборот – узко, неудобно и каменисто. Сейчас в 2017 году в самом Светлогорске пляжа уже практически нет, надо идти в сторону Пионерска или Отрадного.

Широкий пляж в п. Янтарный

Пляж в поселке Янтарном показательный на всем Балтийском побережье – удивительно широкий (до 250 м шириной) с чистым приятным песком. Место отдыха обустроено соломенными зонтиками, лежаками, площадкой для пляжного футбола и волейбола. Остановиться можно в палатке меж небольших дюн или в отеле.

Внутри пляжа есть озеро, отделенное от моря полоской суши в 30 метров – на самом деле это затопленный карьер. Теперь это великолепная лагуна со всем необходимым для отдыха, но проезд сюда платный (100 рублей).

Пляжи Балтийска

Город Балтийск это не курорт, поэтому здесь очень малолюдные пляжи со слабой инфраструктурой. Хотя береговая линия совсем не узкая и песок хороший. Первый пляж у памятника императрицы Елизавете широкий, но местами может быть резкая глубина. Второй находится в начале города – это туристический комплекс «Балтийское взморье», где есть променад и кафе.

Дикие пляжи Балтийской косы

Балтийская коса только начинает развиваться в сфере пляжного отдыха. На косе имеется только одна база отдыха, а чтобы попасть сюда с Балтийска, нужно переправиться через пролив – на пароме или моторной лодке.

Но переправившись, вы попадаете на пляж диной в 35 км (российская часть), а шириной в 30-40 м. Под ногами нежнейший песок, рядом дюны, лес и минимум людей. Для палаточного отдыха этот вариант номер один вместе с Куршской косой.

Президентский пляж в п. Пионерский

Не столь известный «Пионерский курорт» сейчас находится на пике развития. Здесь довольно хороший, но не идеальный пляж – попадаются каменистые места, а также водоросли. Большой плюс в том, что стоянки для авто находятся прямо возле берега и рядом большой красивый сосновый лес.

Пляж у мыса Таран в п. Донское

Еще менее известен поселок Донское, а зря – туриста ожидают живописные обрывы высотой в 35 метров и красивые широкие песчаные пляжи. Однако инфраструктура практически на нуле, спусков к морю всего несколько, а в необорудованных местах спускаться затруднительно.

Пляж у ветриков в п. Куликово

Поселок Куликово является излюбленным местом отдыха туристов с автомобилями типа внедорожника, так как дороги весьма плохие. Место впрямь сказочное – березовые и хвойные рощи на обрывах перед пляжем, крупные валуны на берегу. Можно рекомендовать Куликово для отдыха небольшой компанией с шашлыками на 1-2 дня.

Поваровка

Поваровка – это отличные широкие пляжи с чистым песком, добраться до которых можно только на джипе. Если вы все-таки доберетесь, то обстроиться лучше всего в палатке за пляжем или промеж дюн. Только запаситесь дровами – тут их почти нет.

Кому то нравятся дикие и необитаемые места, а кому-то максимум цивилизации.В Калининграде есть пляж на любой вкус – читайте, выбирайте и приезжайте.

Как видите, в Калининграде есть пляж на любой вкус – читайте, выбирайте и приезжайте.

Балтийская коса: основные достопримечательности косы

Природная достопримечательность города Балтийска — это Балтийская коса. Южная часть города находится именно на ней: здесь расположены поселки Коса и Рыбачий.

На Балтийской косе можно не только любоваться потрясающей природой и наслаждаться песчаными пляжами. Здесь находятся Южный мол и исторические достопримечательности Балтийской косы: Западный форт, заброшенный аэропорт Нойтиф, остатки немецких зенитных батарей, а также мемориальные памятники погибшим здесь советским солдатам в апреле 1945 года.

Как добраться до Балтийской косы

Сайт: baltparom.ru Адрес: Морской бульвар, 2А Стоимость переправы на пароме на Балтийскую косу и обратно: 70 рублей, с 6 до 12 лет — 40 руб., до 6 лет бесплатно, пассажир с велосипедом — 100 руб., стоимость переправы автотранспорта зависит от разрешенной максимальной массы.

Чтобы попасть на Балтийскую косу в Балтийске надо сесть на паром или катер. Паромную переправу осуществляет Балтийская судоходная компания на паромах «Вистула» и «Нида». Билет надо купить в кассе Балтийска и сохранить до конца поездки, он действителен в обе стороны. Кассы работают с 7.00 утра. Паром отходит от причала, расположенного рядом с памятником Петру I на Морском бульваре.

Паромная переправа из Балтийска осуществляется ежедневно в: 7.20, 10.00, 12.00, 14.00, 16.00, 18.00, 20.00, 21.30. Из Балтийской косы — в это же время + 10 минут. Расстояние, которое проходит паром примерно 800 метров, время в пути — 5-10 минут. На катере можно переправиться за минуту.

Балтийская коса

Балтийская коса (Фрише-Нерунг) имеет протяженность 65 километров, из них 35 километров на территории России, остальная часть относится к Польше. Здесь находится польская граница.

На косе находятся прекрасные песчаные пляжи. Часть ее территории покрыта дюнами и лесными массивами. Это уникальное место, не загрязненное промышленными отходами, выбросами, идеально подходит для отдыха.

Много лет Балтийская коса с ее красивейшей уникальной природой была закрыта для большинства людей, как и Балтийск, вход осуществлялся по пропускам и был доступен только военным. Сейчас на Балтийскую косу можно свободно попасть, но туристический бизнес здесь не развит, в отличие от Польши. На польской стороне косы расположен популярный курорт Крыница Морска.

Достопримечательности Балтийской косы

Достопримечательности Балтийской косы — это Южный мол, старинный полуразрушенный форт Западный, заброшенный немецкий аэропорт Нойтиф (Neutief) и немецкая береговая зенитная батарея Лемберг.

Карта Балтийской косы

Достопримечательности Балтийской косы на карте.

Южный мол

Южный мол был создан в 1887 году для защиты береговой линии от морских волн, на нем находится зеленый маяк. Попытки создать мол предпринимались неоднократно, но только данная конструкция оказалась наиболее долговечной.

Через пролив на расстоянии 361 метров расположен Северный мол, на нем установлен красный маяк. Два мола являются своеобразными воротами Балтийска на море.

Западный форт

На Балтийской косе рядом с Южным молом находится заброшенный полуразрушенный Западный (Морской) форт. Напротив него через пролив — Цитадель Пиллау. Кстати, есть и форт Восточный. Он находится на территории города Балтийск, рядом с парком имени А. Головко, недоступен для посещения, является частной собственностью.

Западный форт был построен в 1869 году на случай войны для перекрестной артиллерийской обороны Пиллауского пролива, но активных боевых действий в нем никогда не было.

Во время боев в апреле 1945 года, он никак не участвовал в немецком сопротивлении, гарнизона там не было.

Западный форт является памятником фортификационного зодчества середины XIX века. Он отнесен к памятникам архитектуры регионального значения, но никак не охраняется государством, находится в свободном доступе. Разрушается от морских штормов, времени и вандалов.

Есть вероятность скорого исчезновения форта под воздействием моря. Оно все больше захватывает сушу и наступает на форт.

Аэродром Нойтиф

Нойтиф (Neutief) — это немецкий аэродром, построенный (1934-1939) на Балтийской косе. Предназначался для сухопутных и гидросамолетов Luftwaffe. Уникальность аэропорта в том, что он был построен на песке. Снабжение аэродрома осуществлялось только морским путем, а электричество здесь появилось только в 1938 г. — по дну пролива был проложен электрический кабель.

Здесь было два огромных ангара из бетона с электрифицированными воротами для самолетов, 2 металлических ангара для другой техники, две бетонные взлетно-посадочные полосы с подогревом и подсветкой длиной около километра каждая, гидрогавань для гидросамолетов. А также мастерские, котельная, насосная станция, трансформаторная подстанция, склады, казармы и другие хозяйственные постройки. Тут же на косе был создан жилой поселок.

Нойтиф считался одной из лучших военных авиабаз Германии.

Несмотря на масштабные бои на Балтийской косе, аэродром находился в отличном состоянии. После войны аэропорт использовался авиацией Балтийского флота: здесь базировались гидросамолеты «Каталина», а позже — самолеты-амфибии или «летающие лодки»: Бе-4, Бе-6 и Бе-12.

К 90-м годам аэропорт требовал капитального ремонта и стал не нужен военным. С 1996 года аэропорт заброшен и является историческим памятником Второй мировой войны: именно здесь завершилась Восточно-Прусская операция. Продолжает разрушаться от времени. А одну летающую лодку Бе-12 с Балтийской косы можно увидеть в Калининграде, она относится к Музею мирового океана.

Береговые зенитные батареи

Немецкий аэродром на Балтийской косе защищали со стороны моря береговые зенитные батареи. Была построена система железобетонных капониров и подземных бункеров, некоторые из них двухэтажные.

Из артиллерийских батарей на Балтийской косе наиболее известна зенитная батарея Лемберг.

Зенитная батарея Лемберг (Lehmberg) — это запасной командный пункт системы противовоздушной обороны Пиллау. Здесь находилось четыре орудия «S.K. C/32» калибром 105 мм и четыре бункера для них. А также здесь были расположены бункеры для личного состава, боеприпасов, электростанция, столовая и другие бункеры. Общее количество — 25 бункеров.

В апреле 1945-го зенитная батарея Лемберг под руководством немецкого генерала Карла Хенке сопротивлялась до последнего, отказываясь сдаться. 27 апреля Хенке застрелился, оставшиеся в живых немцы капитулировали.

В настоящее время бункеры относятся к военной части, но не охраняются и не загорожены. Есть бункеры, которые можно найти прямо на пляже, некоторые оказались под песками, некоторые под водой.

Читайте также:  Архангельская область: главные города и достопримечательности

Балтийская коса — удивительное место. Кажется, что время здесь остановилось. Мало людей, почти полное отсутствие организованного туризма, заброшенные грандиозные постройки и величие природы — все это разительно отличается от окультуренной Куршской косы.

Идеально подходит тем, кому нравится «дикий» отдых без удобств. Здесь можно спокойно ходить по дюнам, никаких запретов нет, в отличие от Куршской косы.

Большой интерес Балтийская коса представляет для любителей военных объектов и заброшек. Здесь есть на что посмотреть и куда забраться.

Старый Люнет

Сайт: vk.com/public149167690 Адрес: Балтийская коса, ул Морская Набережная, дом 7А. Часы работы: с 10.00 до 18.00 со вторника по воскресенье — с июня по август, остальные месяцы только по субботам и воскресеньям. Вход свободный.

Парково-музейный комплекс «Старый Люнет» создан энтузиастами в 2017 году. Он рассказывает об истории Балтийской косы и военных действиях, ведшихся на Фриш-Нерунге. Здесь можно посмотреть исторические фильмы о Балтийске и Балтийской косе. Представлены карты, чертежи, довоенные фотографии. Проводятся экскурсии.

Проект музея «Военные тайны самой западной точки России» получил президентский грант в 2019 году, выиграв конкурс.

Всеми забытая дыра. Жители Балтийской косы сами укрепляют берег

Балтийская коса в Калининградской области – место насколько красивое, настолько же и захолустное. Уникальная природа, море и широкие песчаные пляжи соседствуют с хаотичной застройкой, заброшенными домами и берегом, который разрушается под натиском моря. Корреспондент Север.Реалии выяснил, как местные жители сами укрепляют берег, чтобы детский сад и их дома не оказались в море.

Балтийская коса, узкая полоса песка, которую тысячелетиями создавали ветер и морские течения, тянется на 65 километров. Северная половина принадлежит России, южная – Польше (там называют ее Вислинской). И если поляки свою часть косы застроили уютными поселками (здесь находится, например, курорт Крыница-Морска), то российской стороне не повезло. Даже сосед по региону оказался удачнее: похожая Куршская коса объявлена национальным парком и входит в список наследия ЮНЕСКО.

– У нас на косе богатых, знаменитых и влиятельных людей нет. Здесь достаточно сложно жить, особенно зимой, когда связь с внешним миром нарушена. Паром ходит только в хорошую погоду, – рассказывает местный житель Константин Бобков. – Нет нормальной сферы обслуживания, “дикие” туристы разрушают природу. А море подходит к нашим домам.

Бобков рассказал в социальных сетях о том, как он самостоятельно, практически в одиночку укрепляет морской берег.

“На Балткосе во время сильных штормов морская вода от прибоя подходит к рядом расположенным домам и улице Гончарова. Приходится спасать самим самих себя. А как по-другому. Мы же не Светлогорск или Куршская Коса, а забытая всеми “дыра” Балтийская Коса. Русская пословица как всегда права и актуальна: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Помогитеееее. “, – написал Бобков.

“Тут жрать нечего, а он доски ставит”

Авандюна на Балтийской косе, которую создавали последние 200 лет, разрушается под воздействием ветра и штормов. В советские годы берегоукреплением занимался местный лесхоз – в 1963 году коса получила статус заказника. В 2004 году статус был снят, а лесхоз закрыт. Про берег забыли.

– Я 25 лет в лесхозе отработала. Раньше целую зиму возили тростник, камыш, укрепляли площади, заполняли разрывы, завозили хворост кучами от санитарных рубок, – вспоминает пенсионерка Вера Качан. На косе она живет с 1963 года. – Сейчас все это забросили. Никому ничего не нужно.

Между тем, море выворачивает деревья с корнем и вымывает дюны. Вода уже заливает немецкий Западный форт постройки второй половины XIX века. Еще несколько десятилетий назад он стоял на суше, говорит Галина Бобкова, жена Константина. Она работает в детском садике в двухстах метрах от берега. Вода зимой при сильных ветрах подходит и к детсаду, и к жилым домам.

– Один раз в саду затопило подвал. А в соседних домах море затапливает все огороды. Пройдите по берегу – там такие проплешины есть, пляж размыт. Если мер не предпринимать, три-четыре года – и берег будет там, где стоит ольха, – Галина показывает на дерево в 50 метрах от забора детского сада.

Местные жители стараются укрепить берег кто чем может – остатками дерева, цементом.

– Вот, смотрите, местные делают. Ставят какие-то рамы, остатки от окон, мешки с цементом, – показывает Константин Бобков самодельные укрепления. Но все это – до первого шторма.

Сам он укрепляет берега по науке – устанавливает деревянные “клети” – квадраты из досок. В каждую клеть укладывается 30 ведер морских водорослей, которые способствуют буйному росту растений.

Научную методику подсказали в калининградском отделении Института океанологии им. П.П. Ширшова – один из сотрудников купил на косе дом.

– Его реально затронула эта тема, он предложил начать укреплять берег. И я начал с прошлой осени. Поставил около сорока клетей. Каждая клеть из дерева – 1600 рублей. Я возил бревна, распиливал на пилораме. Лесопиломатериал, электроэнергия, гвозди – все за свой счет. А за водоросли институт мне платит – из расчета ведро 25 рублей, – рассказывает Бобков.

Заведующий лабораторией прибрежных систем института Борис Чубаренко – тот самый сосед, который купил дом – рассказывает, что Бобков, укрепляя дюны, помогает провести научный эксперимент:

– Мы давно проводим мониторинг побережья и видим, что оно сильно разрушается. Знаем скорость выдувания, знаем, как разрушается авандюна. Научный интерес у нас здесь был давно. Поэтому мы решили провести эксперимент по использованию выбрасываемых штормов водорослей при восстановлении авандюны. Они позволяют клетям быстрее заполняться песком. Также они способствует образованию зеленой массы, которая потом может служить удобрением для растений, – пояснил Чубаренко.

Если этот опыт будет успешен, результаты применят и на других участках побережья, говорит ученый.

Деревянные клети удерживают песок и в будущем должны полностью обрасти травой. Сверху поставят еще ряд клетей – тогда песок будет точно оставаться на месте, а не улетать вместе с ветром. Константина поддерживает жена – Галина помогла мужу поставить несколько конструкций. Помогают и соседи. Но далеко не все.

– Люди на меня смотрят достаточно странно: он что, идиот, тут жрать нечего, а он доски ставит, ходит, колья вбивает. “Зачем, если все равно море все разрушит?” Но пока не сносило, настолько сильных штормов не было, – говорит Бобков.

“Только морды бить”

На косе он живет с 1984 года. После летного училища Константин приехал в Калининградскую область служить в авиационной части. При военных жизнь на косе кипела, говорит он. Здесь работал еще немецкий аэродром Нойтиф с гидрогаванью – один из лучших аэродромов Германии. Были целы авиационные ангары, сейчас наполовину разрушенные. Их планируют сносить, но активисты протестуют.

Сегодня на косе остались ракетная часть и пограничники. Авиачасть частично сократили и вывели с косы в 1996 году. Константин показывает заброшенные немецкие здания: в одном была столовая, куда летчики ходили обедать. Сейчас рядом с полуразрушенным зданием “черные копатели” разрыли двухметровые воронки. Копатели ищут, чем поживиться, а заодно повреждают электрокабели, нарушая электроснабжение.

– К ним подходишь, говоришь: что ж ты делаешь, свинота, зарой хотя бы. А он на тебя с лопатой бросается, начинается драка. Можно в Калининграде взять и вырыть в центре города воронку? А здесь – можно, – сокрушается Бобков.

Когда военные ушли, сюда хлынул сюда поток отдыхающих. В 2018 году косу посетило 66 тысяч туристов, и с каждым годом их становится только больше.

– Сегодня поток туристов неконтролируем, – говорит Константин. – Здесь можно отрываться, бухать, ездить пьяными за рулем по дюнам. Свобода! У них в глазах такое счастье, что они наконец-то попали туда, где нет ограничений. На Куршской косе – шаг влево шаг вправо – сразу штраф 5 тысяч. А у нас единственное, что мы можем сделать – только морды бить.

Туристы жгут костры, провоцируя пожары и уничтожая растительность, которая должна укреплять песок, говорит Бобков. Полиции при этом на косе нет.

– Мы обращались к органам ГИБДД, а они говорят: извините, там нет знаков, запрещающих парковку, и законов у нас нет, которые разрешили бы нам применять меры, – рассказывает Константин.

Отрезаны от мира

Красота природы не спасает от ощущения заброшенности и ненужности. Работы в поселке практически нет, и молодежь отсюда бежит. Когда-то на косе была школа, а сейчас ее здание пустует. Пустых, полуразрушенных и сгоревших домов здесь слишком много. Но они соседствуют с новыми трехэтажными особняками – из-за моря и пляжа земля здесь “золотая”.

Местные жители, которых осталось порядка 700 человек, уже столкнулись с тем, что их придомовые территории, которыми они пользовались десятки лет, пытаются отобрать.

– Это ужасно. Штрафуют моих соседей на 5-10 тысяч рублей – за то, что якобы они незаконно пользуются землей. А они пользуются ею всю жизнь. На все письменные заявления “прошу присоединить”, власти отвечают: “У вас, согласно закону, шесть соток есть, а вы хотите еще, не слишком ли вам жирно будет?” – говорит Бобков. – А потом сами нарезают куски и продают их. Я тоже жду этого. У меня тоже частный дом.

После публикаций в СМИ захват земли удалось приостановить, говорит общественник из Балтийска Сергей Дустин. Он написал заявления в прокуратуру по девяти таким случаям.

– Прокурор объяснил, что да, проверка прошла, но вроде как эти отмежеванные участки никому не проданы, нет повода для прокурорского реагирования. Между строк читается, что власти пошли на попятную, – поясняет Дустин.

От “большой земли” косу отрезают несколько километров морского канала. Через него восемь раз в день ходит паром из Балтийска. Он возит жителей косы бесплатно, но при силе ветра выше 13 м/с переправа закрывается. В зимний сезон это случается чуть ли не раз в неделю – невозможно перебраться в экстренном случае, нельзя вызвать пожарных или “скорую”.

– Мы фактически на острове. Отрезаны. На косе есть медсестра. Но регулярно бывают случаи, когда нужна серьезная медпомощь, а вызвать внепланово паром требует времени, – говорит Константин Бобков.

Бывало, что женщины и рожали здесь, не успев перебраться, рассказывает Вера Качан. Из-за нюансов с переправой горят дома.

– Недавно, вот, сгорело два дома – пожарные приехали слишком поздно. В советские годы, помимо парома, ходил катер раз пятнадцать в сутки, до часу ночи, до последней электрички. А теперь как ветер, так паром не ходит. Зато когда много отдыхающих едет – так никакой ветер не страшен. 33 миллиона сторговала за лето эта компания, – говорит Вера Михайловна.

На легковой машине на паром лучше не заезжать, предупреждает Бобков. Зимой из-за ветра уровень воды в канале повысился, и автомобили с парома съезжают на причал чуть ли не под углом 45 градусов – можно оторвать глушитель или пробить двигатель.

В январе жители косы инициировали общественные слушания. Несколько десятков человек приехали в Калининград, заполнили собой весь зал областной Общественной палаты и рассказали о своих проблемах: переправе, “диких” туристах, разрушающемся береге, отъеме земли. Косе необходим особый статус, по аналогии с Куршской косой, заявили они. Неожиданно власти их поддержали.

– Мы готовы лоббировать предложение жителей косы в правительстве РФ, нужно принимать экстренные меры по этой территории. Мы пошлем заявку в правительство с просьбой принять решение о создании здесь национального парка, – заявил министр природных ресурсов и экологии региона Олег Ступин.

Статус национального парка изменил бы жизнь на косе. Но пока нет результатов, властям местные жители не верят.

Ссылка на основную публикацию