Рафтинг и катамараны: как начать и где учиться

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2016

РАФТИНГ КАК ВИД ВОДНОГО ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Обратимся к этимологии понятия. Слово «рафтинг», в переводе с английского – rafting, обозначает «сплав по реке на специальном судне – рафте». Дословно «raft» переводится как «деревянный плот», но в наше время на деревянных судах рафтингом никто не занимается.

Рафтингом могут заниматься разные категории людей, как те, кто никогда не держал в руках весло, так и опытные туристы – водники. Начинающие не всегда могут сориентироваться во всем разнообразии туров.

Следует заметить, что Россия удивительно богата водными маршрутами, по которым с весны и до осени путешествуют туристы на самых разнообразных судах: лодках, яхтах и круизных теплоходах, степенно наблюдая медленно меняющиеся пейзажи и ведя размеренный и неторопливый образ жизни. Любители активного отдыха на воде, которые готовы испытать острые ощущения и побороться с водной стихией, выбирают рафтинг.

Далее, остановимся на особенностях этого вида туризма. Классический рафтинг представляет собой сплав по порожистым рекам на больших надувных бескаркасных судах – рафтах, которые обладают большой плавучестью, надежны, устойчивы на воде и удобны для размещения группы туристов (4-12 человек). С появлением этого вида судна к сплаву по бурным рекам добавилось большое количество туристов, желающих ощутить всю остроту экстремального водного туризма – рафтинга, без специальной подготовки.

В настоящее время в мире выделяются несколько видов рафтинга. Наиболее распространённой является классификация, основанием которой является различие назначения самих сплавов. Предлагается рассмотреть такую классификацию более подробно. Среди разновидностей различаются следующие:

– Экспедиционный рафтинг. Путешествия с научными целями специально обученной группой людей.

– Походный рафтинг. Туристический сплав по реке, который может включать в себя даже прогулку по тихой воде. Для любителей экстрима очень часто намеренно прокладывают «белые воды» – маршруты с препятствиями и порогами.

– Спортивный рафтинг. Чистый вид спорта, в котором соревнуются команды и набирают очки за достигнутые результаты.

Так же, следует отметить, что нередко рафтингом пользуются при проведении различных спасательных операций.

Диапазон использования рафта довольно широк – начиная от однодневной семейной прогулки на тихой воде, и кончая использованием его в многодневных экспедициях по бурным рекам, а также при проведении спасательных операций. Но самую большую популярность рафт приобрел на так называемой «белой воде» – сплав по течению бурной реки с прохождением различных ее препятствий и порогов.

В связи с последним, следует отметить, что рафтинг – это занятие для настоящих экстремалов, но человеку, никогда не державшему в руках весла, и не покорившему несколько горных рек, вряд ли можно объяснить захватывающее ощущение в конце каждой экспедиции. Брызги воды, ошеломляющая скорость и адреналин – вот, как вкратце можно передать атмосферу, сопровождающую каждый спуск по горной реке. Вы можете в первый раз отправиться в рафтинг-тур несколькими способами, прибиться к фанатам-друзьям или по путевке туристического агентства. Неважно, как вы это сделаете, главное, чтобы вы были внутренне готовы к преодолению капризов природы и коварных речных перекатов.

Отправляясь в сплав, необходимо знать и соблюдать технику безопасности, уметь пользоваться снаряжением. Обеспечение безопасности на маршруте требует, кроме индивидуального овладения техническими приемами водного сплава, также серьезного осознанного психологического настроя, группового мышления и действий на маршруте, тщательного выбора личных и групповых средств безопасности. Главное в этом – умение все это применить на практике в экстремальных условиях. Минусом водных маршрутов является возможность потери снаряжения.

Для выхода из аварийной ситуации с наименьшими потерями каждый член группы, должен работать слажено, помочь доставить на берег пострадавших, поврежденную байдарку или снаряжение, для оказания медицинской помощи.

Каждый без исключения участник сплава должен быть психологически и технически быть готов к перевороту, владеть способами возврата средства сплава в рабочее состояние, уметь без паники покинуть средство сплава и самостоятельно или с помощью группы выбраться на берег. Каждый участник сплава и группа в целом должны знать и практически уметь преодолевать аварийные ситуации. Умение совместными действиями обеспечить безопасность новичкам. Переворот байдарки или катамарана не считается аварией, пока экипаж самостоятельно справляется и самостоятельно выходит из возникшей ситуации.

Для прохождения сложных маршрутов, необходимо оборудовать плавсредство для каждого участника индивидуально, с применением всего технического арсенала. При расклинивании между средством сплава и препятствием, при зависании в посадке под водой с потерей сознания могут погибнуть люди.

Отправляясь в водный путь главное правило заключается в следующем – «не утонуть и не замерзнуть»

– Для “не утонуть” нужно надеть специальный спасжелет и каску.

– Бурная вода в горах, как правило, ледникового происхождения, поэтому вторая важная задача – не замерзнуть.

– Для “не замерзнуть” вам необходим специальный неопреновый костюм (типа шорты для похудения или шорты+майка). В этом костюме тепло даже в ледяной воде.

В состав обмундирования профессионального водника следует включить:

– комбинезон-гидрокостюм из неопрена;

– ветровка из gore-tex, манжеты и воротник из неопрена;

– неопреновые носки (желательно обуть их в спортивную обувь).

Для начинающих можно взять одежду, которая не будет сковывать движения, и вместительный рюкзак. Можно взять брюки из плотной ткани, туристические ботинки, легкую спортивную куртку с капюшоном, несколько футболок, нижнее белье, теплый свитер, хлопчатобумажные перчатки, чтобы сразу не натереть руки.

Рафтинг в России начал бурно развиваться после того, как была проведена рекламная кампания от Camel. Тогда идею данного вида спорта подхватили и стали включать в туристские соревнования. У большинства команд не было своих рафтов, поэтому их приходилось арендовать непосредственно на соревнованиях. Как вид спорта внесён во Всероссийский реестр видов спорта в 2003 году (номер-код 1740001411Я). В России все больше туристов выбирают, рафтинг как отдых летом. Основными центрами проведения сплавов на рафтах в России являются Алтай, Карелия и Кавказ. Существуют интересные маршруты по рекам Кольского полуострова, Якутии, Восточной Сибири, Дальнего Востока, программа которых позволяет не только поработать веслами, но и познакомиться с красотой диких и заповедных районов нашей страны. Одним из набирающих популярность данного вида туризма можно назвать и Уральский регион. Урал, на протяжении многих лет, являющийся у самодеятельных туристов одним из самых популярных мест для организации водных путешествий и отличающийся большим разнообразием маршрутов, представлен сейчас преимущественно турами по рекам с несложными препятствиями.

Обобщая информацию данной статьи, следует сказать, что рафтинг в современной сфере сервиса и туризма – это захватывающие приключения, выброс эмоций, победа над водной стихией, и в какой-то степени над собой, это сплочение участников похода в команду единомышленников, но это никак не развлекательный аттракцион на воде. Рафтинг принципиально отличается от других видов водного туризма как видом судна, на котором производится сплав, так и идеологией. Здесь есть свои четкие правила, которые необходимо неукоснительно выполнять. Только в этом случае рафтинг станет безопасным, увлекательным отдыхом и, несомненно, будет приносить огромное удовольствие.

Список использованных источников:

1. Биржаков, М.Б. Безопасность в туризме. – Издательство: Герда, 2008. – 208 c.

2. Бутко, И. Туризм: Безопасность в программах туров и на туристских маршрутах:

Издательство: Ростов-на-Дону, 2007. – 153 c.

О работе инструктором водного туризма

Привет Пикабутяне! Этим летом я работаю инструктором водного туризма в горном Алтае, и в перерывах между сплавами решил запилить пост о рафтинге, и начну, пожалуй, о том, как это выглядит изнутри. Если найду время, то опишу всё глазами туристов. Пишу с телефона, поэтому сильно не кидайтесь вёслами))

Сначала вкратце о том, что такое рафтинг – это коммерческие сплавы по горным рекам увеселительной или спортивной направленности. Рафт (англ. – плот), пяти-шести метровая надувная лодка, состоящая из нескольких отсеков – корма, нос, борты, дно и банки между бортами. Грузоподъёмность до двух тонн, вмещает до 16 человек (это по документам, а возим и по 25).

Наш лагерь находится в километре от базы отдыха “бирюзовая Катунь”, такое название она имеет от цвета воды – с конца августа по октябрь вода в Катуни насыщенного бирюзового цвета.

Живем как аборигены, в палатках, без света, потому что мой тренер по рукопашному бою и по совместительству директор этой конторы ещё не заработал на собственную базу с домиками, душем и остальными благами цивилизации.

Команда состоит из директора, его помощника, по совместительству его жены, водителя, девочки которая продаёт сплавы в самом людном месте и нескольких инструкторов. Самая интересная особенность нашей команды в том, что половина – кришнаиты, поэтому наш быт очень не зауряден, об этом писал в другом посте, и продолжу лучше в комментах. http://pikabu.ru/story/kak_ya_zhivu_s_vegetariantsami_436828.

Инструкторы получают проценты с каждого сплава, а также за запись видео на камеру, если конечно туристы хотят запечатлеть волнующие моменты прохождения сложных участков маршрута.

Утро начинается в 8 утра с развешивания “снаряги” – спасательные жилеты, каски и брызгозащитные костюмы нужно просушить после вчерашних сплавов. Дальше мы отстегиваем рафты и катамараны от стальных тросов в которых они ночуют, так как в прошлом году у одного рафта выросли ноги и он ушёл в неизвестном направлении. Впоследствии директор хотел повесить это на инструкторов и взять с них полную стоимость рафта – около 100 тысяч. Вес рафта около 80-90 кг, и его надо вынести на видное с трассы место. Пока инструкторы этим занимаются, закипает чайник. Когда все сделано, идём умываться, а кто и купаться в Катуни, сейчас её температура около 12-15 градусов, в июне была около 8-10. Купаемся каждый день, даже если сплавляем без переворота, надо закаляться, потому что бывают случаи, когда после переворота рафта не можешь догрести до рафта по 5, а то и 20 минут. А нахождение в такой воде долгое время чревато как минимум ангиной, которой я уже переболел в начале сезона.

Часам к десяти ждём первый сплав, обычно это “коротыш”, то есть на воде всего час, дальше пойдут длинные сплавы с заброской за 20-35 км, по 3,5 или 5 часов на воде – они интереснее коротышей, потому что уезжаем вверх по течению, а чем выше, тем больше порогов, бочек, воронок и других водных препятствий. Также на длинном сплаве мы делаем стоянку на Камышлинском водопаде,

Ниже фото на пороге “Манжерок”, единственное место на Катуни, где стоит отряд МЧС, который спасает тонущих. Шли на катамаране и перевернулись, я справа внизу, за мной второй инструктор и слева два туриста. Причём перевернулись через нос, что бывает крайне редко.

В день у каждого инструктора бывает по 3-4 сплава, а бывает и ни одного, мы сильно зависим от погоды, в дождь мало кому хочется лезть в воду.

Вечер проходит примерно также как и утро, только в обратном порядке. Если остаётся время – готовим еду в нашей палаточной кухне, разорванной накануне градом размером с куриное яйцо, сидим у костра или считаем звезды, которых в горах, как вы знаете, в сотни раз больше чем в городе. На приезжих туристок они действуют потрясающе;)

(Пост писал год назад, выложить его дошли руки только спустя год, сидя в душном офисе. )

РАФТИНГ И СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ НЕГО

РАФТИНГ И СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ НЕГО

Милым английским словом «рафтинг» обзывают сплав по горным речкам, и не только на надувном плоте «рафте», но и на катамаране, бублике, байдарке, каяке, хотя, чтобы подчеркнуть это последнее средство, как самое крутое, выговаривают «каякинг». Слов типа «катамаранинг» или «байдаркинг» я не слышал.

Читайте также:  Калининградская область: главные города и достопримечательности

Общепринято, что снаряжение для рафтинга выдается вместе с судном на месте в аренду, к ним прилагается инструктор, отвечающий за судно и снаряжение. Это касается прежде всего рафтинга в заграницах — в Южной Америке по рекам Эквадора, Перу и Чили, в Центральной Африке по истокам Нила и Замбези, в Непале, в Малайзии и Таиланде, и даже в Турции. Последнее время такой оборот события приняли и на Алтае, где масса фирм устраивает рафтинг по реке Катунь. Но в России еще сильны традиции везти с собой судно и экипаж из дома, даже на речки Непала.

Для рафтинга прежде всего необходимо иметь судно. Поскольку на рафтах сплавляются обычно там, где эти рафты уже есть, берут их напрокат на месте, рассматривать их не будем.

Самое лучшее собственное судно — катамаран, двойка или четверка. Для двоих-троих или четверых-пятерых соответственно. Катамаран состоит из рамы и баллонов. Баллоны бывают одно-двух и более камерные, сверху на баллоны с воздухом надевается чехол из прочной прополихлорвинилинной ткани типа теза, дабы уберечь баллоны от механических повреждений. Баллонов может быть несколько, чехлов обычно — два (реже четыре). Рама изготавливается из дюралевых труб, скручивается хомутами с болтами и стягивается гибкими одноразовыми резиновыми полосками (обычно нарезанными из старых автомобильных камер). Рама пристегивается к чехлам с баллонами с помощью репшнура (тонкой капроновой веревки 3 или 6 мм диаметром). Рама состоит обычно из четырех продольных труб, по две на чехол — слева и справа от каждого чехла и четырех поперечных. В месте расположения седока делается надувное седло и упоры для коленей. И то и другое пристегивается к раме. Если вы сплавляетесь по спокойным речкам, где нет опасности перевернуться вместе с катамараном или быть смытым за борт, в середине между рамами делается багажник из той же тезы или прочной сети. Если опасность оказаться в воде существует, багажник не делают, если вы смоетесь за борт и вынырнете между баллонами, вы должны иметь возможность забраться на судно или хотя бы просто подышать. Рюкзаки привязывают к чехлам сверху, все в рюкзаках упаковывается в гидромешки. Для каждого из плывущих необходимо иметь спасжилет, каску, весло, перчатки, гидрокостюм (сухой или мокрый, в зависимости от температуры воды). До 15 градусов — сухой, выше — мокрый. На ноги надевают кеды. Строительные каски не подходят, зато подходят хоккейные — в каске должны быть большие отверстия, чтобы вода свободно выливалась. Спасжилеты, в зависимости от порогов, берут или с пенопластом в специальных карманах, или надувные. Надувные удобней, их проще перевозить. Объем спасжилета также выбирается в зависимости от типа реки. Чем больше на порогах белой пены, тем более объемным должен быть спасжилет — в пене он держит плохо, есть шанс захлебнуться.

Для сложных рек с порогами пятой-шестой категории сложности обычно берут спасжилеты объемом 30 литров и более, чтобы держали в пене.

Весло должно соответствовать типу судна (на байдарке — байдарочное, на катамаране — катамаранское, на каяке — каячное). На весле хорошо сделать поплавок из пенополиуретана вокруг самого черенка, но чтобы не мешал держать. В качестве готового поплавка используют пенополиуретановый чехол на водопроводные трубы. Весло, упавшее в воду, не тонет. На судне должно быть два запасных весла, прикрепленных к раме.

Плюс к этому на катамаране, байдарке или рафте должен быть спасательный конец (веревка в специальном чехле с карабином, кидаемая смытому) и запасное весло.

Гидрокостюм подходит тот же, что и для дайвинга. На сильнопорожистых реках сверху обычно надевают какую-нибудь капроновую курточку, какие-нибудь капроновые штанцы — так, чтобы не порвать дорогой гидрокостюм.

Купить катамаран можно в магазине, а можно и в фирме-производителе. Неплохие катамараны делают в Кирове (Вятке), недорогие и современные. Цена двойки около 500 долларов. Очень хорошие изготавливает московская фирма «Рафтмастер». Они дорогие, но производятся по современным технологиям: швы провариваются, подбирается специальный материал на раму и т.д.

Магазинная наценка около 20–30 процентов, поэтому есть прямой смысл покупать у производителя. К тому же зимой на фирмах-производителях неплохие скидки. Катамаран можно изготовить и самостоятельно — ничего такого, что вы не могли бы сделать сами, тут нет.

Очень интересный тип судов, самостоятельно разработанных и вручную сделанных в Красноярске, я видел на Катуни. Это судно в принципе не может перевернуться. Баллоны для воздуха изготовлены в виде огромного бублика, 2 метра диаметром. Два бублика стоят на воде перпендикулярно поверхности, внутри каждого в подвеске типа скалолазной сидит сплавщик. Бублики связаны между собой рамой из четырех труб. Получается, что по воде плывет цилиндр и перевернуться он не может.

Байдарка довольно распространенное судно для сплава, но сложные речки на ней проходить не то чтобы уж очень опасно, но нужен большой опыт. На катамаран (которым управляют по большому счету двое сидящих по диагонали) всегда можно посадить одного-двух новичков. И пройти пятерочные пороги. С байдаркой так не получится. Недаром категорийность рек учитывает тип судна — например, катамаранная четверка — это байдарочная пятерка. Про каяк я вообще молчу — об этом виде судна должны писать профессионалы. Я же сам в каяке не сидел, а только восхищался людьми, сплавляющимися на нем. Это большое, высокое искусство.

Вообще же, чем меньше судно, тем сильнее удовольствие от правильного прохождения порога, тем больше адреналина в крови.

На восьмиместном «Рафте», практически неуправляемом и непотопляемом, в пороге остается только пригнуться, чтобы не смыло, и правильно ввести судно в порог. Повернуть «Рафт» в пороге можно, конечно, можно и вывеситься и за вал веслом подцепить, чтобы не опрокинуло. Только вот экипаж для этого нужен сработанный, понимающий все, что делает, и делающий все слаженно по одной команде. А такие экипажи на «Рафтах» уже не ходят — ну неинтересно им! На четверках можно управлять прохождением порога, повернуть, подцепить веслом вал, маневрировать. На двойке это делать гораздо легче: двойка гораздо быстрее реагирует на действие по управлению судном. Но и переворачивается тоже не в пример легче. Еще интереснее управлять байдаркой, продвижение по порогу напоминает слаломный спуск, переворачивается судно от любого неправильного движения. Каяк наиболее управляем, а перевороты его настолько обычное дело, что просто входят в тактику прохождения порогов, то есть никто не ставит задачи не перевернуться, как это обычно бывает на катамаране.

Катамараны бывают и шестерки — для экипажа из шести человек. На них можно ходить вчетвером; управляется такое судно труднее, но и перевернуть его ой как непросто.

Важно знать, что в некоторых республиках катамаран приравняли к маломерным судам и штрафуют туристов почем зря непонятно за что. Например, на Катуни, ниже по течению того места, где начинается асфальтовое шоссе, вы всегда можете подвергнуться штрафу (если встанете со стороны дороги). Это место определить легко: на берегу появляются стоянки с машинами и отдыхающими. Вставайте на ночлег на другом берегу.

При рафтинге в тропиках обязательно возьмите проводника, он покажет место для ночлега, безопасное с точки зрения возможного посещения лагеря дикими животными. У воды ночью в Африке достают бегемоты и крокодилы, в Южной Америке — кайманы и анаконды. К тому же на берегу не должно быть следов копыт и когтистых лап, иначе животные будут всю ночь ходить прямо сквозь лагерь на водопой и обратно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Катамараны, рафты и другие плавсредства. Общая информация. Использование, безопасность.

Кто на чем «ходит»?

Вас притягивает вода? Вы ни разу не участвовали в водных походах и не знаете с чего начать? Рафты, катамараны, байдарки…уже кругом голова? Тогда начнем с самого начала. Итак…

Рафт – это (по сути) большая надувная лодка, в переводе с английского raft – это плот. Рафт изготавливают из тканей высокой прочности. Днище иногда пришнуровывается отдельно, что помогает воде, попадающей при порогах, самой уходить из рафта. Благодаря большому размеру и высоте баллонов, рафт обладает высокой плавучестью и непотопляемостью. Это позволяет ему легко проходить довольно серьезные пороги. Наши туры мы проводим на рафтах марки TimeTrial, а это 18-футовые (примерно 5,5 метров) 10 местные и спортивные 12-футовые (почти 5 метров) 6 местные рафты. И, конечно же, на каждом рафте находится инструктор, который обеспечит безопасность и комфорт на протяжении всего маршрута.
Катамаран – одно из самых популярных судов для водных походов. Возможно Вы сразу представили себе некую конструкцию с педалями, для прогулок по озеру или морю?! А вот и нет! Все намного сложнее, хотя конструкция катамарана очень проста. Он представляет собой два раздельных баллона, соединенных между собой жесткой рамой. Внешняя оболочка изготавливается из ПВХ, авизента и других прочных водоотталкивающих тканей. Ее основное назначение – держать форму и защищать внутренний баллон от повреждений. Внутренняя оболочка – любая газонепроницаемая ткань, резина и т.д. Внутри баллон может быть разделен на секции для обеспечения непотопляемости в случае повреждения. Рама катамарана, как правило, изготавливается из алюминиевого сплава и разбирается на отдельные трубчатые элементы, что позволяет легко транспортировать катамаран. На раму натягивается ткань или сетка, на которой перевозится груз или пассажиры.

Катамараны бывают двух-, четырех- и шестиместные. Для спортивных соревнований используются «двойки» и легкие «четверки». Для длительных водных походов – большие шестиместные катамараны. Мы предлагаем для наших походов катамараны марки РафтМастер. Катамаран – наиболее подходящее судно для совершения водных походов по рекам высочайших категорий сложности, вплоть до пятой и шестой. Он обладает отличной плавучестью и остойчивостью. Непотопляемость обеспечивается разделением баллонов на отсеки. Даже в случае переворота разгруженный катамаран можно вернуть в исходное положение. При прохождении препятствий гребцы садятся в коленную позицию, фиксируя ноги. При этом используются специальные надувные сиденья. Для аварийных случаев на катамаране предусмотрены ручки, за которые можно держаться, плывя рядом с ним в воде. За них также можно переносить катамаран на суше. Залить катамаран водой вообще невозможно, в силу того, что заливать попросту нечего. В отличие от рафта, катамаран легко разогнать до большой скорости, что позволяет путешествовать на нем как в быстрой, так и в спокойной воде.

Байдарка, каяк – узкая лёгкая лодка без уключин, для водного спорта и туризма. Байдарки легки, маневренны, мелко сидят в воде, что позволяет им легко преодолевать различные виды препятствий. Для байдарочных походов обычно используются двух- и трехместные суда. В основу конструкции разборной байдарки положена конструкция алеутских и эскимосских каяков. Корпус байдарки состоит из разборного алюминиевого или деревянного каркаса и мягкой обшивки, изготовленной из прочной резины, ткани с пропиткой, поливинилхлорида. Сверху корпус байдарки закрыт декой, изготовленной либо из брезента, либо из того же материала, что и днище.Есть еще и надувные байдарки – «Волга-Волга» и «Ватерфлай-3», эти байдарки не имеют в своей конструкции каких-либо элементов жёсткого каркаса и являются полностью надувными. Байдарка весьма удобна при совершении водных походов как прогулочного, так и серьезного характера различной продолжительности. Легкость, маневренность и малая осадка позволяют байдарке легко преодолевать пороги и мели. Низкое расположение сидений и, соответственно, центра тяжести обеспечивает высокую остойчивость судна. Байдарки хорошо держатся на волне.

Читайте также:  Что посмотреть и куда сходить в Мурманске: достопримечательности с фото, названиями и описаниями

Как же определиться, что Вам больше подойдет: сплав на рафте, или сплав на катамаране?

Главные отличия:

Первое, и наверно самое главное отличие рафта и катамарана – это способ посадки. В рафте участники сидят полубоком на баллоне (ноги остаются внутри рафта). На катамаране посадка коленная – туристы сидят на баллонах «верхом», на специальных надувных «сидушках», ноги при этом зафиксированы в специальных стременах. При длительном сидении ноги затекают, однако на спокойных участках воды (плесы) ноги можно вытащить из стремян, выпрямить. Тут у нас 1:0 в пользу рафта.

Второе существенное отличие во вместимости судов. Катамаран рассчитан только на четное количество гребцов 2-4-6. Среди них всегда есть 1 инструктор (исключение – катамаран 2-ка, на котором идут 2 участника без инструктора), который управляет плавсредством, при этом требуется достаточная слаженность в действиях команды.

В нагруженный вещами рафт можно с комфортом посадить 8 участников, при этом основная ответственность за точное прохождение порога (в коммерческих сплавах) лежит на инструкторе. Задача же экипажа – уверенно грести, чтобы рафт набирал скорость. По данному параметру рафт у нас снова наберет 1 балл, т.к. участникам в нем можно и «посачковать» и спрятаться внутрь рафта при прохождении порога (если вдруг внезапно станет страшно). Итого пока счет 2:0.

Теперь давайте определим, на какие реки на каком плавсредстве лучше пойти. Посадка у 10-ти местного рафта глубже, чем у катамарана, поэтому на мелководных реках со множеством шивер и перекатов (Кереть, Умба, Писта) рафт просто постоянно будет сидеть «на мели». К тому же, как мы уже писали ранее, рафт куда менее маневренный, чем катамаран, поэтому в сложные узкие пороги со множеством поворотов рафт может просто не вписаться. Катамаран же, в свою очередь, благодаря своей «юркости» может проскочить все подобные неприятности. Исключение составляет маленький спортивный рафт (6-ти местный). У него высокая проходимость и очень хорошая управляемость. Благодаря нему по этому параметру у нас «ничья» и общий счет: 3:1.

Ну и конечно мы не можем не сравнить ощущения при прохождении порогов на рафте и на катамаране. В сложных порогах с большим перепадом высот и наличием ярко выраженной «бочки» большой рафт вполне может «сложить» пополам, выкинув при этом сидящих на баллонах участников за борт (в рафте Вы ни за что не держитесь). Катамаран же, благодаря более жесткой конструкции, коленной посадке и стременам, «пробивает» бочку и вы выходите из «бочки» полностью сырыми, но (чаще всего) сидящими на баллоне. Итак, 3:2.

Подводим небольшой итог, куда и на чем лучше идти.

Итак, на катамаране и маленьком (спортивном) рафте Вы можете смело идти на мелководные реки, на реки со сложными порогами (3-4 к.с.), туда, где нет длительных плесов (участков спокойной воды). В Карелии это реки: Умба, Писта, Тумча, Кереть, Тохма, Китен, Укса, Лоймала.

На большом рафте (10-ти местном) лучше отправляться на речки с несложными порогами шиверистого типа, с большими участками плесов. У нас это Охта, Чирко-Кемь, Шуя, Суна.

Для новичков мы всегда рекомендуем начинать с рафта, т.к. в нем больше шансов «выйти сухим из воды», на катамаране Вы в любой шивере можете промочиться с ног до головы.

Ну и, конечно, всегда стоит все попробовать самим, чтобы в будущем совершенно точно решить, какое плавсредство нравится именно Вам.

Рафтинг и катамараны: как начать и где учиться

Авторы – Максим Сысоев (Санкт-Петербург)

Последнее время в компаниях водников, как туристов, так и спортсменов, все чаще возникают споры на тему “Что такое сплав, и какое судно для сплава лучше?”. Наверное, тема эта не нова, и точно так же спорили наши отцы по поводу лодок, деревянных плотов и каркасных байдарок. Вспыхивает и на время гаснет в Инете и на страницах журналов дискуссия о каяках и катамаранах, доведенная до абсурда г-ном Юриным. Все это очень напоминает анекдот про то, кто лучше, грузины или армяне….
Как ни странно, в этих дискуссиях почти не участвуют рафтеры. Я думаю, это происходит по нескольким причинам. Во-первых, количество рафтов в личном пользовании невелико. Во-вторых, рафт воспринимается, как некая буржуйская придумка, экзотика, созданная для катания толстопузых туристов. Профессиональные гиды-проводники, как правило, своими впечатлениями в прессе не делятся – некогда. Хотя турфирм, использующих ту или иную разновидность рафта в активных турах, вполне достаточно. К сожалению, рекламные статьи, выходящие из-под пера штатных писцов от туризма, лишь утверждают рядового водника во мнении о рафте, как о большой, неповоротливой и неуправляемой посудине для катания “чайников”.
Наверное, успехи российских команд на международных соревнованиях по рафтингу могли бы поколебать общественное мнение. Но… не поколебали!
Поэтому, я решил поведать собственные впечатления о рафте. Так сказать – взгляд изнутри. “Почему изнутри?” – может спросить скептически настроенный читатель. По нескольким причинам. Прежде всего, я являюсь одним из первых рафтовладельцев Санкт-Петербурга, ибо первый рафт (еще не самоотливной) был приобретен в 1995 году. Затем его сменил московский (Магриповский) “Рафт 695”, потом появились мнёвские рафты. В 1997 году я участвовал в отборе “Camel Whitewater Challenge” на Белой, так что спортивный опыт, хотя и небольшой, у меня есть. С 1998 года я вожу коммерческие группы на рафтах по рекам Карелии. И все это время – с 1995 года хожу на рафтах в походы.
Собственно о походно-экспедиционной ипостаси этой странной посудины по имени “рафт” и пойдет здесь речь.
Сознаюсь честно, выбрал я для сплава сначала ПСН, а затем рафт исходя из личных габаритов и особенностей организма. В стандартную байдарку я, может быть, влезу – не проверял. А в каяк – увольте! А долго сидеть на коленях на катамаране физически не могу! Возможно, если бы я жил в Сибири и мне подвернулся плот – я бы стал плотовиком. Но мне и компании таких же “чайников” подвернулся ПСН-10. Ничего не могу сказать плохого про эту резиновую калошу. Максимальное достижение после некоторой переделки – Охта в два весла против ветра!
Но с появлением рафта ПСН был успешно забыт.
Охта, Умба – Колвица, Белая (Адыгея) и, как кульминация, Большой и Малый Нарын (без Каньона Нарынских Водопадов). После чего я надолго вернулся в Карелию. Чирко-Кемь, Уксун, Пистайоки, Лоймола -Тулема, Видлица, Шуя… Южный Буг. В паводок и в межень. И не разу не подвел меня рафт.

Что обычно вменяется “в вину” рафту?

Неповоротливость и неуправляемость
Если вы посмотрите любой европейский или мировой чемпионат по рафтингу, вы будете поражены – на какие маневры способна эта “калоша”! “Но это же спортсмены!” – воскликнет все тот же скептик. А, собственно, кто мешает ВАМ совершенствовать технику гребли и слаженность экипажа?
Но отвлечемся от спорта. Груженый на 30-дневный поход рафт отлично показал себя на весьма каменистых многокилометровых шиверах верхнего Нарына. Да, у груженого рафта большая инерция, но поскольку оболочка рафта не боится камней, не нужно облизывать КАЖДЫЙ обливник. Да, забиться в проносную суводь на рафте удастся только при счастливом стечении обстоятельств. Но это, опять-таки, вопрос тактики сплава и опыта экипажа. Просто не надо подходить к сплаву на рафте с катамаранными мерками. Возможно, это прозвучит как ересь, но в смысле управления рафт гораздо ближе к каяку или байдарке, чем к катамарану.

Плохая проходимость
Ну, конечно, не полиэтиленовый каяк! Но коммерческие группы по Уксуну при полном отсутствии воды я водил. Произвело неизгладимое впечатление на финских журналистов. Однако 40 километров за двое суток мы сделали. Без обносов и проводок. А возможность спокойно вылезти на время из рафта сильно сберегала время на мелководье.

Сложность слаженной гребли в шесть и более весел
А тренировки на что?! Хотя есть и другие варианты. Я в походы хожу с четырьмя основными гребцами. Если в рафте есть еще члены экипажа – они подменяют уставших. В шесть весел имеет смысл идти только по открытой воде, да и то при встречном ветре. Кстати, такого опыта хождения на рафте по открытым водоемам, как у меня, нет, наверное, ни у кого. Умбозеро (53 км), Канозеро (26 км), дважды Пистаярви (22 км) и оба раза при встречном ветре. Не считая мелких озер по 6-8 км.

Парусность
Тут возразить нечего – большая!

Невысокая скорость
Зависит от рафта. Хороший экипаж на спортивном рафте пятисотметровку идёт со скоростью 8 км/ч. Туристские рафты, конечно, помедленнее. Коммерческие – и вовсе тихоходы. Крейсерская скорость коммерческого рафта в походных условиях – 3-4 км/ч. Во время весеннего похода по Южной Шуе рафт с дамским экипажем во время длинной гонки (часа 2-2,5) отстал от байдарок всего на 25 минут (10-12 минут на каждый час гонки!). Причем рафт был перегружен (8 человек с полным походным снаряжением и чужой каяк). Конечно, отдыхом такую греблю вряд ли можно назвать. Ну, так мы не ищем легких путей. А те, кто ищет – ставят на ровной воде 2-3-сильный подвесной моторчик. И, собственно, куда вы так торопитесь?

Вес
Скажем так, правильный (не коммерческий) шестиместный рафт туристского класса весит порядка 50 кг. Не смертельно? Более того, переносимо одним человеком на небольшие (2-3 км) расстояния. При желании можно отшнуровать днище и поперечные баллоны и поделить вес на нескольких членов экипажа. Правда, обратно пришнуровывать днище – занятие довольно муторное. При нежелании – берете крепкую раскладную тележку и.… Вот таким образом!
Для транспортировки рафта, если вы, конечно, не на своей машине очень рекомендую заказать упаковочный рюкзак с лямками, поясом и ручками для переноски.

Цена / качество
Рафт, безусловно, дороже катамарана-четверки, но не намного. А все разговоры о том, что хорошие рафты производятся только за рубежом (где стоят раза в 3 дороже) – домыслы далеких от рафтинга людей. Рафты ведущих российских производителей ни в чем, кроме цены, не уступают западным аналогам.

Хватит апологий. Поговорим о преимуществах.

Сборка-разборка
Сказочная. Особенно, если не в одиночку. Естественно, речь идет об однослойных рафтах. Правильно свернутый рафт влезает в рюкзак емкостью 160 – 180 литров. Сборка занимает минут 20-30, разборка – чуть больше. Как и все плавсредства, рафт перед разборкой лучше просушить. Но если не успели – не беда. Даже если вы забудете это сделать потом в городе – не смертельно. Современная ПВХ тряпка имеет противогрибковые добавки.

Вместимость
С катамараном не сравнить. Мало того, что влезает значительно больше, так еще и к креплению груза меньше претензий. Как правило, хватает стропы, перетягивающей крест-накрест багажный отсек. Для перестраховки можно использовать багажную сетку (например – волейбольную). На коммерческих турах по карельским речкам иногда приходится возить сверху полиэтиленовые авоськи с личными вещами туристов. До сих пор ничего не потеряли!

Обитаемость и комфорт
Вряд ли есть еще одно столь же комфортное средство сплава. Ну, на чем еще можно загорать с комфортом лежа на баллоне во время, скажем, “технического перерыва”? Правда, колбаску резать на баллонах не советую!
А на стоянке у вас всегда под рукой удобный диван! Главное, чтобы под ним не оказалось стекол и гвоздей. Опять же рыбу ловить с рафта удобнее, чем с каяка или катамарана.

Читайте также:  Все котокафе Санкт-Петербурга: адреса и цены за минуту

Теперь о серьёзном – о безопасности. Мнение некоторых, так сказать, потребителей о том, что на рафт можно посадить кого угодно и спихнуть в речку 5-6 категории чревато, если можно так выразиться, большими неприятностями. До “четверки” включительно – пожалуй! А далее – только при наличии не менее двух опытных “рулей” и некоторого опыта у экипажа.
Впрочем, опытные члены экипажа нужны всегда. А то ведь можно ехать на “троечную” речку, а приехать на “пятерку”. Что последнее время часто бывает за Уралом. Вода вообще не любит “халявы”. Поэтому сажать гидом-проводником на рафт человека, водившего группы по озерам и спокойным рекам, не стоит!
Не знаю, удастся ли поставить на ровный киль груженый рафт, не пробовал. Пустой же ставится достаточно легко. После некоторого количества тренировок. Поэтому серьезные препятствия старайтесь, по возможности, проходить на разгруженном рафте. Безопаснее, да и интереснее!
Не надо приковывать себя к рафту ремнями и стропами, несмотря на кажущююся незащищенность гребцов, выпасть из рафта довольно сложно. Мне это не удалось даже на слабо накачанном рафте (утопили насос) на Малом Нарыне в каньоне 6 категории сложности. Кроме того, нормально, когда на бурной воде рафт управляется не только веслами, но и кренами за счет смещения гребцов.

Подводя итоги вышесказанного
Рафт – замечательное судно для походов “в свое удовольствие”! Но понять это можно, только попробовав. Для солидных мужчин, предпочитающих активный отдых в компании себе подобных, или в семейном кругу – это, вообще, оптимальный вариант.

Походный и экспедиционный рафтинг.

СТАТЬИ

Походный и экспедиционный рафтинг.

Походный и экспедиционный рафтинг.

Последнее время в компаниях водников, как туристов, так и спортсменов, все чаще возникают споры на тему – «Что такое сплав, и какое судно для сплава лучше?». Наверное, тема эта не нова, и точно так же спорили наши отцы по поводу лодок, деревянных плотов и каркасных байдарок. Вспыхивают и на время гаснут в Инете и на страницах журналов дискуссии о каяках и катамаранах, иногда доводимые до абсурда. Все это очень напоминает анекдот про то, кто лучше, грузины или армяне….

Как ни странно, в этих дискуссиях почти не участвуют рафтеры. Я думаю, это происходит по нескольким причинам. Во-первых, количество рафтов в личном пользовании невелико. Во-вторых, рафт воспринимается, как некая буржуйская придумка, экзотика, созданная для катания толстопузых туристов. Профессиональные гиды-проводники, как правило, своими впечатлениями в прессе не делятся – некогда. Хотя турфирм, использующих ту или иную разновидность рафта в активных турах, вполне достаточно. К сожалению, рекламные статьи, выходящие из-под пера штатных писцов от туризма, лишь утверждают рядового водника во мнении о рафте, как о большой, неповоротливой и неуправляемой посудине для катания «чайников». Наверное, успехи российских команд на международных соревнованиях по рафтингу могли бы поколебать общественное мнение. Но… не поколебали!

Поэтому, я решил поведать собственные впечатления о рафте. Так сказать – взгляд изнутри. «Почему изнутри»? – может спросить скептически настроенный читатель. По нескольким причинам. Прежде всего, я являюсь одним из первых рафтовладельцев Санкт-Петербурга, ибо первый рафт (еще не самоотливной) был приобретен в 1995 году. Затем его сменил московский (Магриповский) «Рафт 695», потом появились мнёвские рафты. В 1997 году я участвовал в отборе “Camel Whitewater Challenge” на Белой, так что спортивный опыт, хотя и небольшой, у меня есть. С 1998 года я вожу коммерческие группы на рафтах по рекам Карелии. И все это время – с 1995 года хожу на рафтах в походы.

Собственно о походно-экспедиционной ипостаси этой странной посудины по имени «рафт» и пойдет здесь речь.

Сознаюсь честно, выбрал я для сплава сначала ПСН, а затем рафт исходя из личных габаритов и особенностей организма. В стандартную байдарку я, может быть, влезу – не проверял. А в каяк – увольте! А долго сидеть на коленях на катамаране физически не могу! Возможно, если бы я жил в Сибири и мне подвернулся плот – я бы стал плотовиком. Но мне и компании таких же «чайников» подвернулся ПСН 10. Ничего не могу сказать плохого про эту резиновую калошу. Максимальное достижение после некоторой переделки – Охта в два весла против ветра!

Но с появлением рафта ПСН был успешно забыт. Охта, Умба – Колвица, Белая (Адыгея) и, как кульминация, Большой и Малый Нарын (без Каньона Нарынских Водопадов). После чего я надолго вернулся в Карелию. Чирко-Кемь, Уксун, Пистайоки, Лоймола -Тулема, Видлица, Шуя… Южный Буг. В паводок и в межень. И не разу не подвел меня рафт.

Что обычно вменяется в вину рафту?

  • Неповоротливость и неуправляемость. Если вы посмотрите любой европейский или мировой чемпионат по рафтингу, вы будете поражены – на какие маневры способна эта «калоша»! «Но это же спортсмены!» – воскликнет все тот же скептик. А, собственно, кто мешает ВАМ совершенствовать технику гребли и слаженность экипажа? Но отвлечемся от спорта. Груженый на 30-дневный поход рафт отлично показал себя на весьма каменистых многокилометровых шиверах верхнего Нарына. Да, у груженого рафта большая инерция, но поскольку оболочка рафта не боится камней, не нужно облизывать КАЖДЫЙ обливник. Да, забиться в проносную суводь на рафте удастся только при счастливом стечении обстоятельств. Но это, опять таки, вопрос тактики сплава и опыта экипажа. Просто не надо подходить к сплаву на рафте с катамаранными мерками. Возможно, это прозвучит как ересь, но в смысле управления рафт гораздо ближе к каяку или байдарке, чем к катамарану.
  • Плохая проходимость. Ну, конечно, не полиэтиленовый каяк! Но коммерческие группы по Уксуну при полном отсутствии воды я водил. Произвело неизгладимое впечатление на финских журналистов. Однако 40 километров за двое суток мы сделали. Без обносов и проводок. А возможность спокойно вылезти на время из рафта сильно сберегала время на мелководье.
  • Сложность слаженной гребли в шесть и более весел. А тренировки на что?! Хотя есть и другие варианты. Я в походы хожу с четырьмя основными гребцами. Если в рафте есть еще члены экипажа – они подменяют уставших. В шесть весел имеет смысл идти только по открытой воде, да и то при встречном ветре. Кстати, такого опыта хождения на рафте по открытым водоемам, как у меня, нет, наверное, ни у кого. Умбозеро (53 км), Канозеро (26 км), дважды Пистаярви (22 км) и оба раза при встречном ветре. Не считая мелких озер по 6-8 км.
  • Парусность. Тут возразить нечего – большая!
  • Невысокая скорость. Зависит от рафта. Хороший экипаж на спортивном рафте пятисотметровку идёт со скоростью 8 км/ч. Туристские рафты, конечно, помедленнее. Коммерческие и вовсе тихоходы. Крейсерская скорость коммерческого рафта в походных условиях – 3-4 км/ч. Во время весеннего похода по Южной Шуе рафт с дамским экипажем во время длинной гонки (часа 2-2,5) отстал от байдарок всего на 25 минут (10-12 минут на каждый час гонки!). Причем рафт был перегружен (8 человек с полным походным снаряжением и чужой каяк). Конечно, отдыхом такую греблю вряд ли можно назвать. Ну, так мы не ищем легких путей. А те, кто ищет – ставят на ровной воде 2-3-сильный подвесной моторчик. И, собственно, куда вы так торопитесь?
  • Вес. Скажем так, правильный (не коммерческий) шестиместный рафт туристского класса весит порядка 50 кг. Не смертельно? Более того, переносимо одним человеком на небольшие (2-3 км) расстояния. При желании можно отшнуровать днище и поперечные баллоны и поделить вес на нескольких членов экипажа. Правда, обратно пришнуровывать днище – занятие довольно муторное. При нежелании – берете крепкую раскладную тележку и.… Вот таким образом! Для транспортировки рафта, если вы, конечно, не на своей машине очень рекомендую заказать упаковочный рюкзак с лямками, поясом и ручками для переноски.
  • Цена / качество. Рафт, безусловно, дороже катамарана-четверки, но не намного. А все разговоры о том, что хорошие рафты производятся только за рубежом (где стоят раза в 3 дороже) – домыслы далеких от рафтинга людей. Рафты ведущих российских производителей ни в чем, кроме цены, не уступают западным аналогам.

Хватит апологий. Поговорим о преимуществах.

  • Сборка-разборка . Сказочная. Особенно, если не в одиночку. Естественно, речь идет об однослойных рафтах. Правильно свернутый рафт влезает в рюкзак емкостью 160 – 180 литров. Сборка занимает минут 20-30, разборка – чуть больше. Как и все плавсредства, рафт перед разборкой лучше просушить. Но если не успели – не беда. Даже если вы забудете это сделать потом в городе – не смертельно. Современная ПВХ тряпка имеет противогрибковые добавки.
  • Вместимость . С катамараном не сравнить. Мало того, что влезает значительно больше, так еще и к креплению груза меньше претензий. Как правило, хватает стропы, перетягивающей крест-накрест багажный отсек. Для перестраховки можно использовать багажную сетку (например – волейбольную). На коммерческих турах по карельским речкам иногда приходится возить сверху полиэтиленовые авоськи с личными вещами туристов. До сих пор ничего не потеряли!
  • Обитаемость и комфорт . Вряд ли есть еще одно столь же комфортное средство сплава. Ну, на чем еще можно загорать с комфортом лежа на баллоне во время, скажем, «технического перерыва»? Правда, колбаску резать на баллонах не советую! А на стоянке у вас всегда под рукой удобный диван! Главное, чтобы под ним не оказалось стекол и гвоздей. Опять же рыбу ловить с рафта удобнее, чем с каяка или катамарана.

Теперь о серьёзном – о безопасности.

Мнение некоторых, так сказать, потребителей о том, что на рафт можно посадить кого угодно и спихнуть в речку 5-6 категории чревато, если можно так выразиться, большими неприятностями. До «четверки» включительно – пожалуй! А далее – только при наличии не менее двух опытных «рулей» и некоторого опыта у экипажа. Впрочем, опытные члены экипажа нужны всегда. А то ведь можно ехать на «троечную» речку, а приехать на «пятерку». Что последнее время часто бывает за Уралом. Вода вообще не любит «халявы». Поэтому сажать гидом-проводником на рафт человека, водившего группы по озерам и спокойным рекам, не стоит!

Не знаю, удастся ли поставить на ровный киль груженый рафт, не пробовал. Пустой же ставится достаточно легко. После некоторого количества тренировок. Поэтому серьезные препятствия старайтесь, по возможности, проходить на разгруженном рафте. Безопаснее, да и интереснее! Не надо приковывать себя к рафту ремнями и стропами, несмотря на кажущююся незащищенность гребцов, выпасть из рафта довольно сложно. Мне это не удалось даже на слабо накачанном рафте (утопили насос) на Малом Нарыне в каньоне 6 категории сложности. Кроме того, нормально, когда на бурной воде рафт управляется не только веслами, но и кренами за счет смещения гребцов.

Подводя итоги вышесказанного. Рафт – замечательное судно для походов «в свое удовольствие»! Но понять это можно, только попробовав. Для солидных мужчин, предпочитающих активный отдых в компании себе подобных, или в семейном кругу – это, вообще, оптимальный вариант.

Ссылка на основную публикацию